Режим работы и пребывания

                                                                                                                       УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования

                                                                                    Республики Беларусь

                                                                                    ________________А.В. Кадлубай

                                                                                    «17» августа 2020 г.

 

Методические рекомендации

по организации образовательного процесса

в группах кратковременного пребывания от 2 до 7 часов

в учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования

 

  1. I.Общие положения

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания от 2 до 7 часов в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования (далее – учреждения образования), определяют порядок действий педагогических работников учреждений образования и иных организаций при организации образовательного процесса с воспитанниками в группах кратковременного пребывания от 2 до 7 часов.

В Методических рекомендациях по организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания от 2 до 7 часов в учреждениях образования (далее – Методические рекомендации) используются термины и их определения, установленные Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании), иными нормативными правовыми актами в сфере образования и здравоохранения.

Целью Методических рекомендаций является упорядочение требований к организации обучения и воспитания детей в группах кратковременного пребывания от 2 до 7 часов (далее – группы кратковременного пребывания) в учреждениях образования.

Методические рекомендации предназначены для использования педагогическими работниками учреждений образования:

учреждений дошкольного образования (яслей, яслей-садов, детских садов, санаторных яслей-садов, санаторных детских садов, дошкольных центров развития ребенка);

учреждений общего среднего образования (учебно-педагогических комплексов: ясли-сад-начальная школа, ясли-сад-базовая школа, ясли-сад-средняя школа, детский сад-начальная школа, детский сад-базовая школа, детский сад-средняя школа);

иных организаций,

а также индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

 

  1. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППАХ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ

Образовательный процесс в группах кратковременного пребывания должен быть организован в соответствии с требованиями следующих нормативных правовых актов в сфере образования и здравоохранения:

Кодекса Республики Беларусь об образовании;

Положения об учреждении дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 150 (далее – Положение);

образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.08.2019 № 137;

учебной программы дошкольного образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.08.2019 № 138;

типового учебного плана дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.08.2019 № 139;

перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.09.2007 № 50 (далее – постановление № 50);

Специфических санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525;

Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8 и др.

При организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания необходимо также руководствоваться инструктивно-методическими письмами Министерства образования Республики Беларусь.

Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации образовательного процесса размещены на Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь (https://pravo.by/natsionalnyy-reestr/natsionalnyy-reestr-pravovykh-aktov-respubliki-belarus/), в информационно-поисковой системе «Эталон» Национального центра правовой информации Республики Беларусь (тематический банк данных правовой информации «Образование»).

 

III. Особенности ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППАХ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ

Время пребывания воспитанников в группах кратковременного пребывания при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования определяется его учредителем в соответствии с запросами родителей (законных представителей) воспитанников и может составлять от 2 до 7 часов 2-5 раз в неделю, а также может быть уменьшено по их желанию.

В группы кратковременного пребывания при реализации образовательной программы дошкольного образования могут объединяться воспитанники одного возраста (до одного года, от одного года до двух лет, от двух до трех лет, от трех до четырех лет, от четырех до пяти лет, от пяти до шести лет, от шести до семи лет) или разных возрастов.

Возможны следующие варианты объединения воспитанников в разновозрастные группы, функционирующие в режиме кратковременного пребывания:

объединение в группу воспитанников смежного возраста – 1 и 2 года (возрастные группы воспитанников от одного года до двух лет и от двух до трех лет), 2 и 3 года (возрастные группы воспитанников от двух до трех лет и от трех до четырех лет), 4 и 5 лет (возрастные группы воспитанников от четырех до пяти лет и от пяти до шести лет), 5 и 6 лет (возрастные группы воспитанников от пяти до шести лет и от шести до семи лет);

объединение в группу воспитанников относительно контрастного возраста – 1 и 3 года (возрастные группы воспитанников от одного года до двух лет и от трех до четырех лет), 2 и 4 года (возрастные группы воспитанников от двух до трех лет и от четырех до пяти лет), 3 и 5 лет (возрастные группы воспитанников от трех до четырех лет и от пяти до шести лет), 4 и 6 лет (возрастные группы воспитанников от четырех до пяти лет и от шести до семи лет);

объединение в группу воспитанников резко контрастного возраста – 1 год и 4 года (возрастные группы воспитанников от одного года до двух лет и от четырех до пяти лет), 1 года и 5 лет (возрастные группы воспитанников от одного года до двух лет и от пяти до шести лет), 2 года и 5 лет (возрастные группы воспитанников от двух до трех лет и от пяти до шести лет), 3 года и 6 лет (возрастные группы воспитанников от трех до четырех лет и от шести до семи лет).

Учреждения образования могут использовать иные варианты объединения воспитанников в разновозрастные группы кратковременного пребывания.

В группах кратковременного пребывания возможно совместное пребывание воспитанников и их родителей (законных представителей).

Наполняемость групп кратковременного пребывания устанавливается как для разновозрастной группы – 12 воспитанников, для детей в возрасте до одного года – 7 воспитанников. Учредитель учреждения образования вправе устанавливать иную наполняемость группы при наличии объективных обстоятельств, соблюдении санитарно-эпидемиологических требований в части условий размещения и режима образовательного процесса, в том числе норм площади на одного воспитанника во всех помещениях с их пребыванием.

Группы, в которых время пребывания воспитанников составляет менее 3,5 часа, функционируют без организации питания. В группах с пребыванием воспитанников 3,5 часа и более создаются условия для приема пищи. При этом интервалы между основными приемами пищи (завтрак, обед, ужин) должны составлять не менее 3,5 часа и не более 4 часов.

Количество приемов пищи в учреждении образования, в том числе дополнительных (второй завтрак и (или) полдник, второй ужин) к основным приемам, должно быть при пребывании от 3,5 до 6 часов – не менее одного (второй завтрак, либо обед, либо полдник, либо ужин), от 6 до 7 часов – не менее двух раз.

При длительности пребывания воспитанников от 5 до 7 часов должны быть обеспечены условия для организации их дневного сна.

Организация групп кратковременного пребывания в учреждениях образования предполагает анализ ресурсных условий (наличие необходимых помещений, соответствие развивающей предметно-пространственной среды, занятость педагогических работников и технического персонала в течение рабочего дня и др.), образовательных запросов родителей (законных представителей) воспитанников.

В соответствии с пунктом 45 Положения прием воспитанников учреждения образования, в том числе в группы кратковременного пребывания, осуществляется в течение календарного года при наличии в них свободных мест и на основании:

направления в государственное учреждение образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, выданного местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения государственного учреждения образования;

заявления родителя (законного представителя) воспитанника с указанием календарного периода пребывания в течение года, времени пребывания в течение дня;

медицинской справки о состоянии здоровья.

Модели групп кратковременного пребывания

В учреждениях образования могут функционировать различные модели групп кратковременного пребывания (дифференцируются по месту размещения группы, направлениям приоритетной деятельности, возрасту воспитанников) в зависимости от запросов родителей (законных представителей) воспитанников и ресурсных возможностей учреждения образования.

Группы кратковременного пребывания детей в специально оборудованном помещении. Функционирование таких групп предполагает наличие отдельных групповых ячеек (приемная-раздевальная, игровое и спальное помещение или групповое помещение с зоной отдыха, туалетное помещение) и закрепленных педагогических работников. В помещениях групповых ячеек должны быть обустроены отдельные входы. Общий вход может предусматриваться на 2 групповые ячейки для детей в возрасте до 3 лет и на 2-4 групповые ячейки для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

В составе групповой ячейки (при условии организации сна) для детей в возрасте до 3 лет предусматриваются спальни и игровые, для детей в возрасте от 3 до 7 лет игровые допускается совмещать со спальней (игровые с зоной отдыха).

Все помещения групповой ячейки должны быть размещены на одном этаже.

Допускаются объединение и размещение на первом этаже раздевальных для 2-4 групп для детей в возрасте от 3 до 7 лет, в том числе расположенных на втором и третьем этажах.

Приемные-раздевальные групповых ячеек должны оборудоваться шкафами для верхней одежды детей, предусматривающими разделение мест хранения верхней одежды, головных уборов и обуви, а также скамейками, шкафами для верхней одежды работников, родителей (законных представителей) воспитанников.

В туалетных помещениях должны быть настенные вешалки с индивидуальными ячейками для хранения полотенец и предметов личной гигиены детей, шкафы с отдельными ячейками для хранения индивидуальных горшков (для детей до 3 лет).

Вариантом данной модели является организация двух- или трехсменной работы групп: с 8.00 до 14.00, с 15.00 до 19.30 и др.

Кратковременное пребывание детей в функционирующей группе учреждения образования. Эта модель не требует специально выделенной групповой ячейки. Детей раннего и дошкольного возраста распределяют по постоянно действующим группам, соответствующим возрасту каждого ребенка. Они включаются в образовательный процесс учреждения образования с учетом запросов родителей (специально организованная и (или) нерегламентированная деятельность).

Адаптационные группы организуются с целью адаптации детей раннего возраста (до 3 лет) к учреждению образования, поддержки их родителей (законных представителей) в период привыкания воспитанников к новой среде и роли равноправных членов группы сверстников. Могут функционировать в специально оборудованном помещении учреждения образования.

В адаптационной группе предусматривается как совместное пребывание детей и их родителей (законных представителей), так и пребывание только детей. Эта модель предполагает, что воспитанники в дальнейшем могут быть приняты в соответствующую возрастную группу учреждения образования на постоянной основе.

Группы «Материнская школа» создаются с целью разностороннего развития воспитанников от рождения до трех лет и оказания их родителям (законным представителям) целенаправленной, систематической помощи в вопросах воспитания детей раннего возраста. Группы функционируют в специально оборудованном помещении учреждения образования и предполагают совместное пребывание родителей (законных представителей) и детей в условиях учреждений образования и (или) систематическое посещение педагогическими работниками семей воспитанников с целью оказания помощи родителям (законным представителям) в их воспитании, обучении и развитии.

Прогулочные группы предполагают пребывание детей раннего и дошкольного возраста в функционирующей на постоянной основе возрастной группе, включение их в образовательный процесс на период проведения прогулки (в первую и (или) вторую половину дня). В указанных группах согласно распорядку дня и с учетом возраста воспитанников организуются различные виды детской деятельности (познавательная практическая (наблюдения, опыты и исследования, экскурсии, целевые прогулки и др.), игровая (дидактические, сюжетно-ролевые игры и др.), трудовая (труд в природе, хозяйственно-бытовой труд), осуществляется физкультурно-оздоровительная деятельность (подвижные игры и физические упражнения, самостоятельная двигательная деятельность и др.), проводится индивидуальная работа с детьми по образовательным областям учебной программы дошкольного образования и др.

Группы выходного дня, вечерние группы создаются с целью оказания помощи родителям (законным представителям) воспитанников в воспитании и развитии детей в выходные дни и вечернее время.

Реализация содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования в группах выходного дня осуществляется как в специально организованной (игра, занятие), так и в нерегламентированной деятельности.

При организации образовательного процесса в вечерних группах (например, с 17.30 до 19.30 – в учреждениях образования с временем работы 10,5 часа) приоритетным видом деятельности является игровая (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, режиссерские, театрализованные, творческие игры, игры-драматизации, игры с правилами (подвижные и дидактические) и др.). Вечерние группы не должны открываться взамен «дежурных», организация которых осуществляется в учреждениях образования с учетом запросов родителей (законных представителей) воспитанников, режимом работы предприятий, расположенных на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

Группы по подготовке к школе создаются для детей от 5 до 7 лет с целью подготовки к обучению на I ступени общего среднего образования. С учетом количества детей в таких группах реализация содержания образовательных областей учебной программы может осуществляться как в специально оборудованном помещении учреждения образования, так и в функционирующей старшей группе (от пяти до семи лет) при условии наличия в ней мест.

Сезонная площадка может быть организована по запросам родителей (законных представителей) детей на базе учреждения образования или специально выделенного помещения при условии его соответствия требованиям технических нормативных правовых актов. Сезонная площадка организуется на период посевных, уборочных работ преимущественно в сельской местности.

В учреждениях образования могут функционировать иные модели групп кратковременного пребывания воспитанников.

Образовательный процесс в группах кратковременного пребывания осуществляется на основе учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования (учебные планы (учебный план учреждения образования, индивидуальный учебный план) и учебная программа дошкольного образования) с учетом оптимального чередования видов детской деятельности воспитанников: специально организованной и нерегламентированной.

С целью обеспечения индивидуализации образовательного процесса с учетом запросов родителей (законных представителей) воспитанников учреждением образования на основе типового учебного плана дошкольного образования разрабатывается индивидуальный учебный план, устанавливающий особенности получения дошкольного образования воспитанниками с учетом их возможностей, способностей и потребностей.

Обучение и воспитание детей, посещающих группы кратковременного пребывания (за исключением групп выходного дня), осуществляется в соответствии с планом реализации образовательного процесса соответствующей возрастной группы, составленным на основе учебного плана учреждения образования.

Образовательный процесс в группах кратковременного пребывания осуществляется на государственных языках Республики Беларусь. Основной язык обучения и воспитания определяется учредителем учреждения образования с учетом пожеланий законных представителей воспитанников.

Приоритетной формой специально организованной деятельности воспитанников групп кратковременного пребывания является интегрированное занятие, которое предполагает интеграцию содержания каждой образовательной области с содержанием как всей учебной программы дошкольного образования, так и отдельных образовательных областей (например, «Ребенок и общество» / «Изобразительное искусство» (рисование), «Элементарные математические представления» / «Изобразительное искусство» (конструирование), «Ребенок и природа» / «Художественная литература» и др.), что позволяет формировать у воспитанников раннего и дошкольного возраста целостную картину мира.

Время специально организованной деятельности распределяется таким образом, чтобы вначале проводились виды деятельности, связанные с умственной нагрузкой детей, а затем творческие виды деятельности в чередовании с музыкальной и физической активностью.

Организация занятий в учреждениях образования в приемных, спальнях, оборудованных стационарными кроватями, запрещается.

Нерегламентированная деятельность воспитанников должна включать самостоятельную деятельность воспитанников в условиях созданной предметно-развивающей среды, а также организованную педагогическим работником деятельность воспитанников, направленную на решение образовательных задач (игра и другие виды деятельности в распорядке дня), обеспечивать выбор каждым ребенком деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками, взрослыми или действовать индивидуально.

Специально организованная и нерегламентированная деятельность воспитанников являются взаимодополняющими и реализуются в течение дня с учетом рекомендаций органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор.

При организации образовательного процесса в разновозрастных группах кратковременного пребывания распорядок дня является единым для всех воспитанников. Вместе с тем с учетом возрастных возможностей, способностей и потребностей воспитанников в режимные процессы вносятся некоторые изменения.

Так, при наличии в группе воспитанников в возрасте до 1,5 года устанавливаются два дифференцированных режима, поскольку для данной категории детей (с учетом длительности их пребывания в учреждении образования) предусмотрены два дневных сна, что обусловлено психофизиологическими особенностями их развития.

С младшими воспитанниками режимные процессы начинаются на 10-15 минут раньше. Вместе с тем после дневного сна (при условии его организации) первыми встают на 10-15 минут раньше воспитанники старшего возраста. Такой подход необходим для того, чтобы воспитанники разного возраста, объединенные в одну группу, последовательно и постепенно переходили от одного вида деятельности к другому.

При определении общего распорядка дня для воспитанников двух смежных возрастов за основу берется распорядок дня воспитанников старшего возраста; трех, четырех возрастов – распорядок дня для воспитанников среднего возраста (от 4 до 5 лет).

Специально организованную деятельность в разновозрастной группе кратковременного пребывания можно осуществлять с применением следующих подходов к организации игры, занятия:

поэтапное начало игры, занятия предполагает последовательное включение воспитанников в деятельность (начинается занятие с одной возрастной подгруппой (старшей), затем подключаются воспитанники более младшей возрастной категории);

одновременное начало игры, занятия во всех возрастных подгруппах, поэтапное их завершение с каждой возрастной группой, завершение деятельности в целом с учетом возрастных возможностей воспитанников;

проведение занятия с каждой возрастной подгруппой воспитанников.

Организация образовательного процесса в группах «Материнская школа» осуществляется в разных формах взаимодействия педагогических работников, воспитанников и их родителей (законных представителей): 

прямое взаимодействие, при котором педагогический работник, родитель (законный представитель) воспитанника занимает активную позицию, решая обучающие, воспитательные и развивающие задачи;

партнерская деятельность взрослых с детьми и детей между собой, в процессе которой деятельность, способы действия выбираются детьми, а педагогический работник, родитель (законный представитель) воспитанника оказывают помощь в их осуществлении, помогают организовать взаимодействие между детьми;

опосредованное взаимодействие, в котором через специально созданную развивающую предметно-пространственную среду стимулируются процессы саморазвития ребенка, его самостоятельные творческие проявления. 

В образовательном процессе в группах кратковременного пребывания применяются учебные издания, официально утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованные организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования.

Перечень учебных изданий по дошкольному образованию ежегодно обновляется и размещается на национальном образовательном портале https://adu.by, интернет-ресурсе https://uchebniki.by, интернет­портале Министерства образования Республики Беларусь (http://edu.gov.by), публикуется в сборнике нормативных документов Министерства образования.

 

  1. IV. Развивающая предметно-пространственная среда в группах кратковременного пребывания

В группах кратковременного пребывания используется мебель, игры и игрушки, электронные средства обучения и др., произведенные в соответствии с техническими нормативными правовыми актами и разрешенные к применению действующим законодательством.

Конструкция детской мебели должна соответствовать функциональным ростовым параметрам воспитанников и установленным стандартам.

Стулья должны устанавливаться в комплекте со столами одного размера.

В группах кратковременного пребывания с организацией сна воспитанников должны использоваться кровати с твердым ложем; для детей в возрасте до 3 лет ложе кроватей должно быть ограждено с четырех сторон, использование двухъярусных кроватей запрещается; для детей в возрасте от 3 до 7 лет допускается использование двухъярусных кроватей (в которых второй ярус должен быть огражден на высоту не менее 30 см и расстояние между ярусами должно обеспечивать возможность сидения на первом ярусе с прямой спиной), пристенных кроватей-трансформеров двухъярусных или ленточных, трехуровневых кроватей из комплекта мебели для групп продленного дня.

Кровати должны расставляться так, чтобы постельные принадлежности и постельное белье стоящих рядом кроватей не соприкасались.

Развивающая предметно-пространственная среда в группах кратковременного пребывания должна быть:

безопасной для обеспечения надежности и безопасности использования всех ее элементов;

содержательно-насыщенной в соответствии с возрастными возможностями воспитанников и образовательной программой дошкольного образования;

трансформируемой при изменении образовательной ситуации и с учетом интересов и познавательных возможностей воспитанников;

полифункциональной в целях разнообразного использования составляющих предметной среды (предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре);

вариативной для обеспечения в помещениях групповых ячеек пространства для игровой деятельности, конструирования, моделирования, уединения, иных целей и наличия разнообразных материалов для самостоятельной творческой деятельности воспитанников в соответствии с их выбором;

доступной для обеспечения доступа воспитанникам ко всем помещениям, где осуществляется образовательный процесс, а также свободного доступа к играм, игрушкам, учебным изданиям, необходимым для различных видов детской активности.

Развивающая предметно-пространственная среда групп «Материнская школа» включает мебель для воспитанников и их родителей (законных представителей), научно-методическую литературу для родителей (законных представителей) воспитанников, дидактические игрушки для совместных игр детей с педагогическими работниками, родителями (законными представителями), сверстниками и др.

 

Кодекс Республики Беларусь
об образовании
 
Статья 148. Общие требования к приему лиц для получения дошкольного образования
1. Прием лица для получения дошкольного образования осуществляется на основании заявления законного представителя воспитанника, медицинской справки о состоянии здоровья, если иное не установлено настоящим пунктом.
Для получения дошкольного образования в государственных учреждениях образования законный представитель воспитанника помимо документов, указанных в части первой настоящего пункта, представляет направление в государственное учреждение образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, выданное местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения государственного учреждения образования.

Для получения дошкольного образования в санаторных группах частных учреждений образования, иных организаций, у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, законный представитель воспитанника помимо документов, указанных в части первой настоящего пункта, представляет заключение врачебно-консультационной комиссии.

ГЛАВА 5
ПРИЕМ ЛИЦ В УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
45. Прием лица в учреждение дошкольного образования осуществляется в течение календарного года при наличии в нем свободных мест и на основании:
заявления законного представителя воспитанника;
направления в государственное учреждение образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, выданного местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения государственного учреждения дошкольного образования;
медицинской справки о состоянии здоровья;
заключения врачебно-консультационной комиссии (для санаторных яслей-садов, санаторных детских садов, санаторных групп);
заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (для специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания).
Прием лиц в учреждение дошкольного образования оформляется приказом руководителя учреждения дошкольного образования.
46. Комплектование групп учреждения дошкольного образования и перевод воспитанников из одной группы в другую осуществляются ежегодно на начало учебного года (1 сентября).
Комплектование учреждения дошкольного образования осуществляется в соответствии с перечнем медицинских показаний и (или) противопоказаний для получения образования, утверждаемым в соответствии с законодательством.
При комплектовании разновозрастной группы учитывается возможность организации режима дня, оптимально соответствующего возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Специальные группы и группы интегрированного обучения и воспитания комплектуются с учетом рекомендаций об обучении и воспитании воспитанника с особенностями психофизического развития по соответствующей образовательной программе специального образования, составленных в зависимости от структуры и степени тяжести его физических и (или) психических нарушений и содержащихся в заключении государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
47. Наполняемость групп в учреждении дошкольного образования устанавливается в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании и приведена в приложении к настоящему Положению.
При необходимости решение о снижении наполняемости групп в учреждениях дошкольного образования республиканской формы собственности принимается учредителем по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь, в учреждениях дошкольного образования коммунальной формы собственности – с соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом.
48. В учреждении дошкольного образования, реализующем образовательные программы специального образования, число лиц с особенностями психофизического развития не должно превышать 20 процентов от общего числа воспитанников.
49. Перевод воспитанников с особенностями психофизического развития из специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания в группы общего назначения осуществляется в соответствии с заключением государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и по заявлению законного представителя воспитанника.
50. Перевод воспитанников из санаторных яслей-садов, санаторных детских садов, санаторных групп в учреждения дошкольного образования осуществляется на основании заключения врачебно-консультационной комиссии.
Перевод воспитанника из санаторных яслей-садов, санаторных детских садов, санаторных групп осуществляется в соответствующую возрастную группу учреждения дошкольного образования.
51. Руководитель учреждения дошкольного образования представляет информацию о комплектовании учреждения дошкольного образования в управление (отдел) образования местного исполнительного и распорядительного органа.
52. В случае непосещения воспитанником учреждения дошкольного образования по уважительным причинам место за ним сохраняется в течение шести месяцев.
53. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства белорусской национальности, постоянно проживающие на территории иностранных государств, а также иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, имеют равное с гражданами Республики Беларусь право на образование, если иное не установлено законодательными актами, международными договорами Республики Беларусь. Несовершеннолетние иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие в Республике Беларусь, а также несовершеннолетние иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлены статус беженца или дополнительная защита в Республике Беларусь либо которые ходатайствуют о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь, имеют право на дошкольное и специальное образование наравне с несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь
2. Местные исполнительные и распорядительные органы осуще­ствляют постановку на учет детей, нуждающихся в определении в  учреждение образования для получения дошкольного образования. Порядок постановки на учет детей, нуждающихся в определении в  учреждение образования для получения дошкольного образования, определяется Правительством Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
3. Прием лиц для получения дошкольного образования в части, не урегулированной настоящим Кодексом, осуществляется в соответствии с положением об учреждении дошкольного образования .
 

Об открытии частных учреждений дошкольного образования

 

В соответствии со статьями 27 и 142 Кодекса Республики Беларусь об образовании деятельность по реализации образовательной программы дошкольного образования может осуществляться как в учреждениях образования (учреждениях дошкольного образования), так и в иных организациях, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (далее – иные организации). Кодексом Республики Беларусь об образовании  иные организации не ограничены определенной организационно-правовой формой. Реализация образовательной программы дошкольного образования должна соответствовать требованиям, установленным законодательством об образовании, в том числе к организации образовательного процесса, к разработке, утверждению, использованию учебно-программной документации, контролю и самоконтролю за обеспечением качества образования.

На основании Указа Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по реализации образовательной программы дошкольного образования не лицензируется.

Создание учреждений дошкольного образования, иных организаций регулируется Гражданским кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», Положением об учреждении дошкольного образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 150, и иными актами законодательства Республики Беларусь, перечень которых размещен на интернет-портале Министерства образования edu.gov.by в разделе «дошкольное образование».

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и содержанию территории и здания учреждений дошкольного образования определены в Санитарных нормах и правилах «Требования для учреждений дошкольного образования», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 г. № 8, в действующих технических кодексах установившейся практики, иных технических нормативных правовых актах.

Налоговым законодательством определен ряд налоговых льгот для учреждений образования. Так, в соответствии с подпунктом 1.28 пункта 1 статьи 94 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) обороты по реализации на территории Республики Беларусь платных услуг в сфере образования, в том числе реализация образовательной программы дошкольного образования, освобождаются от налога на добавленную стоимость (НДС).

Указанное освобождение оборотов от НДС применяется при выполнении соответствующими учреждениями дошкольного образования требований к организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании, независимо от формы собственности и источника финансирования данного учреждения.

Согласно подпункту 1.135 пункта 1 статьи 140 НК от налогообложения налогом на прибыль освобождается прибыль учреждений образования от приносящей доходы деятельности.

Для применения льготы по налогу на прибыль также отсутствуют какие-либо ограничения в зависимости от типа данных учреждений, от их формы собственности.

Подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 186 НК установлено, что освобождаются от налога на недвижимость капитальные строения  (здания, сооружения), их части социально-культурного назначения организаций.

Таким образом, создаваемые учреждения дошкольного образования частной формы собственности имеют достаточное количество налоговых льгот.

В соответствии с пунктом 9 приложения к Указу Президента Республики Беларусь от 29 марта 2012 г. № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» юридические лица и индивидуальные предприниматели при открытии учреждений дошкольного образования частной формы собственности имеют право на предоставление им в безвозмездное пользование помещений под оформленные договором обязательства по созданию рабочих мест (порядок предоставления помещений под такие обязательства определяется Советом Министров Республики Беларусь). При этом на данный момент в случае аренды помещений для размещения учреждений дошкольного образования частной формы собственности применяются понижающие коэффициенты.

Таким образом, учреждениям дошкольного образования частной формы собственности могут быть предоставлены помещения в безвозмездное пользование или значительное уменьшение размера арендной платы при применении минимальных и понижающих коэффициентов.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53 «Об утверждении квалификационного справочника должностей служащих» определены квалификационные требования к должностям «Воспитатель дошкольного образования», «Руководитель физического воспитания», «Музыкальный руководитель» и другие. Педагогические работники учреждений дошкольного образования, иных организаций независимо от их формы собственности, должны соответствовать предъявляемым квалификационным требованиям.

Бюджетные условия оплаты труда педагогических работников не являются обязательными для учреждений дошкольного образования, иных организаций частной формы собственности.

 

Источник: сайт Министерства образования Республики Беларусь

https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-obshcheg

В 2023/2024 учебном году:

функционирует пункт коррекционно-педагогической помощи для детей с нарушениями речи ;
функционируют специальные группы для детей с нарушением зрения: N1-(3-4года), N3-(4-5 лет), N2-(5-6 лет), функционируют: разновозрастная группа(3-5 лет), разновозрастная группа(1-3 года), старшая группа.
свернуть