Основы гражданско-патриотической культуры

Организация работы по формированию основ гражданско-патриотической культуры воспитанников в учреждении дошкольного образования осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по организации работы с воспитанниками учреждений образования, иных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родителями (законными представителями) воспитанников по формированию основ гражданско-патриотической культуры, утвержденными Заместителем Министра образования Республики Беларусь А.В.Кадлубаем.

Руководствуясь требованиями нормативных правовых документов в сфере образования, проводится работа по формированию основ гражданско-патриотической культуры воспитанников в каждой возрастной группе: №1 (разновозрастная), №2 (разновозрастная), №3 (интегрированного обучения и воспитания), №5 (специальная). №6 (интегрированного обучения и воспитания).

С учетом возрастных особенностей, требований Учебной программы дошкольного образования, реализация задач обеспечивает:

  • приобретение воспитанниками первоначальных знаний о своей семье, родном крае, стране, государственных символах, известных людях;
  • воспитание у детей уважительного отношения к героическому прошлому своего народа, ценностного отношения к жизни и миру, уважения к защитниками Отечества, к памяти погибших воинов, чувства гордости за достижения своей страны;
  • формирование у воспитанников первичных представлений об основах государственной идеологии;
  • привитие им общечеловеческих, гуманистических ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;
  • формирование основ нравственных представлений, накопление опыта нравственного поведения, обогащение эмоциональной сферы посредством усвоения нравственно-этических норм, приобщение к общечеловеческим и гуманистическим ценностям.

Реализация образовательного процесса по формированию основ гражданско-патриотической культуры воспитанников осуществляется:

  • в специально организованной деятельности на занятии по образовательной области «Ребенок и общество», «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін», “Изобразительное искусство”, “Музыкальное искусство”, “Художественная литература” во всех возрастных группах;
  • в нерегламентированной деятельности воспитанников (игровой, познавательной, художественной, общении, трудовой);
  • во время проведения режимных моментов (утренней гимнастики, прогулки)

Средства, методы и приемы, используемые педагогическими работниками в работе с детьми по формированию основ гражданско-патриотической культуры:

наблюдение, беседа, чтение художественной литературы, разучивание фольклорных произведений, исполнение народных песен, танцев, рассматривание репродукции картин, иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства, создание коллективных (индивидуальных) работ в ходе изобразительной деятельности, разные виды игр (обрядовые, народные, дидактические, сюжетные, театрализованные, игры-путешествия), с/игровые комплексы, экскурсии (виртуальные экскурсии).

Развитию социальной активности в общении и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми способствует привлечение воспитанников к поссильному общественно-полезному труду в ближайшем окружении.

 Формирование у воспитанников представлений о Государственных симвалах Республики Беларусь обеспечивает достижение поставленных целей и задач.  Изучение государственных символов осуществляется с учетом возрастных особенностей детей, предусмотренное содержанием Учебной программы дошкольного образования в группе (с 4 до 5 лет), (с 5 до 6 лет), (с 6 до 7 лет): о Государственном флаге Республики Беларусь как об одном из национальных символов, элементах Государственного герба Республики Беларусь, Государственном гимне Республики Беларусь. В образовательном процессе по формированию представлений о государственных символах Республики Беларусь важно способствовать развитию у ребенка чувства гордости и уважения к государственным симвалам Республики Беларусь, умения соблюдать правила поведения на церемонии подъема Государственного флага Республики Беларусь и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь, воспитанию осознания себя гражданином Республики Беларусь.

В ходе проведения образовательной работы для ознакомления воспитанников с государственными символами применяются следующие методы и приемы:

  • рассматривание иллюстраций с изображением Государственного флага Республики Беларусь и Государственного гимна Республики Беларусь, сопровождающееся коментарием педагога, объяснением элементов государственных символов, что позволит ребенку более четко увидеть детали и различать их;
  • рассматривание предметов с изображением Государственного герба Республики Беларусь (обложка паспорта, свидетельство о рождении, марки, правительственные награды и др;
  • привлечение внимания дошкольников к изображению символов нашего государства, встречающимися в повседневной жизни;
  • приобщение их к отдельным, доступным детскому пониманию общественным событиям, отражающим отношение белоруссов к государственным символам;
  • объяснение воспитанникам содержания Государственного гимна Республики Беларусь, прослушивание гимна в сочетании с предварительным коментарием педагога о том, как нужно вести себя во время звучания (исполнения) гимна;
  • беседы с детьми о том, где и когда используются государственные символы (например, в праздничные дни на улицах вывешивают флаги, в честь спортсменов-победителей звучит Государственный гимн Республики Беларусь и поднимают Государственный флаг Республики Беларусь);
  • наблюдение во время прогулок и экскурсий за изменениями в своем населенном пункте накануне дней государственных праздников и праздничных дней с дальнейшим обсуждением впечатлений воспитанников

Приказом Министра образования Республики Беларусь от 25.05.2022 №368 “О совершенствовании работы по патриотическому воспитанию” определено, что в учреждении дошкольного образования необходимо проведение торжественных линеек с обязательным прослушиванием (исполнением) Государственного гимна Республики Беларусь, поднятием Государственного флага Республики Беларусь на постоянной основе в дни государственнных праздников и общереспубликанских праздничных дней (День народного единства, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День Конституции, День труда, День Победы, День Государственного флага. Государственного геба и Государственного гимна Республики Беларусь, День независимости Республики Беларусь). В случае, если государственный праздник или праздничный день является нерабочим днем, торжественное мероприятие проводится в последний рабочий день до установленной даты государственного праздника, праздничного дня.

         Система работы по формированию основ гражданско-патриотической культуры воспитанников требует организации особых условий, создания развивающей предметно-пространственной среды, комплекс ощущений и эмоциональных переживаний воспитанников. Для педагогических работников разработаны рекомендации по созданию в группе центра по формированию основ гражданско-патриотической культуры с учетом возрастных особенностей детей и соблюдения следующих требований: информативности (наличие, многообразие, целесообразность  дидактического иинформационного материала), стабильность и динамичность (создается на длительный срок, но с регулярно вносимыми изменениями), вариативность (дидактический материал должен быть разнообразным по содержанию и по способу его предоставления), интегративность (использование дидактического материала при решении задач различных областей учебной программы дошкольного образования). Важно, чтобы наполнение центра по формированию основ гражданско-патриотической культуры осуществлялось с привлечением родителей (законных представителей) воспитанников.

         Успешная реализация образовательного процесса по формированию основ гражданско-патриотического культуры во многом будет зависить от тесного сотрудничества и взаимодействия с семьями воспитанников посредством включения родителей (законных представителей) в образовательный процесс. Взаимодействие и сотрудничество с родителями (законными представителями) в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания детей обеспечит реализацию ряда задач:

  • приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и культурным ценностям;
  • формирование активной жизненной позиции, гражданского самосознания воспитанников;
  • накопление у детей положительного эмоционального опыта, развитие их познавательной мотивации;
  • расширение представлений и обогащение знаний всех участников образовательного процесса по вопросам формирования основ гражданско-патриотической культуры

Для установления тесного сотрудничества и взаимодействия актуально организация и проведение:

консультаций для родителей (законных представителей) по вопросам патриотического воспитания детей в семье,

семинаров-практикумов, встреч за круглым столом, вечеров вопросов и ответов, совместных экскурсий (в том числе и виртуальных), маршрутов выходного дня (посещение театров, музеев, выставок, достопримечательностей родного города, столицы, республики),

участие в праздничных городских мероприятиях,

реализация совместных образовательных проектов (“Моя родословная”, “Наши семейные традиции”, “”Народный театр батлейка, “Никто не забыт, ничто не забыто” и др),

совместные творческие выставки, фотовыставки (“Поколения”, “Профессии наших родителей”, “Традыцыйныя рамествы Беларусі”, «Дзень роднай мовы» і др)

изготовление книг, фотоальбомов (“Я и моя семья”, “Древо моей семьи”, “Я помню, я горжусь”)

совместное изготовление костюмов, декораций, атрибутов, кукол для спектаклей, участие в постновках.

По прежнему актуальноя размещать информационный материал в родительских уголках, на сайте, в родительских чатах (“Интересные факты из истории нашего города”, “Приглашаем принять участие”, “Прочитайте вместе с ребенком”, “Ко Дню Победы!” и т д)

Для достижения поставленных целей и задач в информационно-методическом кабинете учреждения дошкольного образования создана библиотека “Моя первая книга на белорусском языке”, имеется подборка журнала “Вяселка”, информационно-познавательный материал “Мой город – моя Родина”, “Залатая спадчына Беларусі”, “Минск – столица Беларуси”. С помощью информационно-коммуникативных технологий разработаны виртуальные экскурсии по областным городам Беларуси, к достопримечательностям родного города. В кабинете имеется подборка “Музыкальные шедевры Беларуси”, “Архитектурные шедевры Беларуси” .

         Повышению качества образовательного процесса по формированию основ гражданско-патриотической культуры в учреждении дошкольного образования способствует применение учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерства образования Республики Беларусь (из серии “Старонкі роднай зямлі”, “Мои первые уроки”, “Свет дзяцінства”, “Тропинки познания”).

На интернет-ресурсах государственных органов (организаций) размещен рекомендуемый информационный материал патриотического содержания  (“Пралеска”): “Мая Радзіма Беларусь. 2022”, “Веселая прогулка ВМЕСТЕ”, “Я горжусь!/ Я ганаруся”)

К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОБРАЗОВАНИЯ МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ (15 ЯНВАРЯ 1938 ГОДА)
 
Образование Могилевской области происходило в тесной взаимосвязи с общественно-политическими, социально-экономическими и культурными процессами, происходившими на восточнобелорусских землях в 1920-1930-х годах.
После заключения Рижского мирного договора 18 марта 1921 года, по условиям которого Западная Беларусь стала частью польского государства, перед руководством БССР на повестку дня встал вопрос о расширении территории республики. Состоявшая всего из 6 уездов бывшей Минской губернии: Бобруйского, Борисовского, Игуменского, частично Мозырского, Минского и Слуцкого, она не могла полноценно развиваться. Создание СССР 30 декабря 1922 года предоставило возможность решения данного вопроса. В постановлении ЦБ КП(б)Б от 16 сентября 1922 года значилось: «считать целесообразным поставить вопрос о расширении территории Советской Социалистической Республики Беларусь исходя из политической целесообразности».
В 1923 году активизировалась деятельность руководства БССР по возвращению восточнобелорусских земель. На совещании по национальному вопросу, состоявшемся в июне 1923 года в Москве, представитель КП(б)Б В.Богуцкий в своем выступлении подчеркнул необходимость приращения территории республики путем присоединения Витебской и Гомельской губерний. Одновременно ЦБ КП(б)Б передало в ЦК РКП(б) «Докладную записку о территории БССР», в которой белорусские деятели А.Червяков, В.Игнатовский,    В.Нодель, А.Гетнер изложили мотивы укрупнения территории республики.
Необходимость воссоединения БССР объяснялась соображениями  внешнеполитического характера, поскольку многие мероприятия в БССР проводились с учетом резонанса, который они будут иметь в Польше. Мнение внешнеполитического характера подкреплялись внутриполитическими и социально-экономическими моментами о необходимости проведения работы среди местного населения по развитию системы образования на белорусском языке. Констатировался факт, что укрупнение территории республики будет содействовать ее более эффективному социально-экономическому развитию.
Политбюро ЦК РКП(б) 12 июля 1923 года признало расширение территории республики «принципиально необходимым».
В результате проведенной во второй половине 1923 – начале                   1924 гг. партийными органами работы вопрос об укрупнении территории БССР был решен положительно.
4 февраля 1924 года Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление «О передаче БССР части территории РСФСР с преобладающим белорусским населением».
19 февраля 1924 года постановлением Полномочной Комиссии СНК БССР по приему в состав БССР частей Гомельской, Витебской и Смоленской губерний приняты Могилевский, Рогачевский, Калининский уезды и часть Речицкого уезда Гомельской области.
3 марта 1924 года принят декрет Президиума Всероссийского ЦИК «О передаче Белоруссии районов с преобладающим белорусским населением». На основании постановлений Первой Сессии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета XI-го созыва о передаче Белоруссии районов с преобладающим белорусским населением Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета постановил: передать Белорусской Советской Социалистической Республике:
1. Из состава Витебской губернии по границам старого административного деления уезды: Витебский, Городокский, Дриссенский, Лепельский, Оршанский, Полоцкий, Сенненский, Суражский.
2. Из состава Гомельской губернии уезды: Могилевский, Рогачевский, Быховский, Климовичский, Чериковский и Чаусский и волости Речицкого уезда: Дерновичская, Мухоедовская, Наровлянская, Дудичская со ст[анцией] Калинковичи, Крюковичская, ныне Савичская, Домановичская, Карповичская целиком и части волостей: Автютевичской, Юревичской и ЯкимоСлободской по границам деревень: Боровики, Шепейки, Какуевичи, Александровка, Малые Автютевичи и деревня Домарка.
3. Из состава Смоленской губернии: Горецкий уезд полностью и волости: Шамовская, Старосельская, Казимирово-Слободская и части Бохотской, Ослянской и Соенской Мстиславльского уезда с городом Мстиславлем;
13-16 марта 1924 года принята резолюция VI Всебелорусского Чрезвычайного съезда Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов «О расширении территории Белорусской Республики и задачах советского строительства».
Территория республики делилась на 10 округов: Оршанский, Бобруйский, Борисовский, Витебский, Калининский, Могилевский, Мозырский, Минский, Полоцкий и Слуцкий.
В декабре 1926 года Президиум ВЦИК издал постановление о передаче БССР Гомельского и Речицкого уездов, которые были переименованы в округа.
Вскоре существовавшее административно-территориальное деление подверглось пересмотру.
С июня 1927 года началась постепенная ликвидация округов, а к 1930 году на территории БССР осталось только районное деление.
С 15 января 1938 года в республике было введено областное деление: Витебская область включала в себя 20 районов, Гомельская – 14, Минская – 20, Полесская – 15.
15 января 1938 года решением Первой сессии Верховного Совета СССР была образована Могилевская область, которая включала в себя 21 район: Белыничский, Березинский, Бобруйский, Быховский, Горецкий, Дрибинский, Климовичский, Кличевский, Кировский, Костюковичский, Краснопольский, Кричевский, Круглянский, Могилевский, Мстиславский, Осиповичский, Пропойский, Хотимский, Чаусский, Чериковский и Шкловский.
Данное решение нашло подтверждение в основном государственном документе – статья 29 Конституции СССР изложена следующим образом: «Белорусская Советская Социалистическая Республика состоит из областей: Витебской, Гомельской, Минской, Могилевской и Полесской».
Расширение территории БССР и введение нового административно-территориального деления значительно укрепило ее как союзную республику, активизировало в ней хозяйственное и культурное строительство. Население этих районов положительно относилось к изменению своего государственного статуса.
В настоящее время Могилевская область сумела достигнуть высоких показателей в социально-экономическом развитии.
В текущем периоде в Могилевской области обеспечено выполнение 4 из 8 показателей матрицы задач вертикали власти: номинальная начисленная среднемесячная заработная плата за январь-ноябрь 2022 г. – 113,4 процента при задании на январь-декабрь 2022 г. 109,7 процента, совокупные поступления доходов консолидированного бюджета области за январь-ноябрь 2022 г. – 117,6 процента при задании на январь-декабрь 2022 г. 107,6 процента, объем производства импортозамещающих товаров за январь-сентябрь 2022 г. – 640 млн. долларов при задании на январь-декабрь 2022 г. 820 млн. долларов и снижение уровня затрат на производство и реализацию продукции за январь-сентябрь 2022 г. – «минус» 1,8 процента при нормативе «минус» 1,5 процента.

 «Книга памяти»

 

 «Книга памяти»

 

 В Год исторической памяти в период с начала апреля по сентябрь текущего года в Министерстве труда и социальной защиты проходила акция-эстафета «Горжусь подвигом ветерана-земляка». В рамках акции были сняты видеоролики с рассказами ветеранов ВОВ, узников, жителей блокадного Ленинграда и свидетелей войны, с воспоминаниями их родственников, с авторскими сюжетами работников социальных учреждений.

Данные видеоролики легли в основу электронной «Книги памяти», которая была сформирована ко Дню народного единства. Книга, помимо ссылок на видео, содержит краткое описание о героях сюжетов, а их порядка 60. Эти истории невозможно воспринимать равнодушно. Они трогают до глубины души и навсегда врезаются в память.

Видеоролики подготовили сотрудники учреждений социального обслуживания системы Минтруда и соцзащиты: самостоятельно разработали сценарии, зачастую брали интервью у очевидцев военных событий, занимались съемкой и монтажом. И все для того, чтобы сохранить невероятно ценные данные о войне.

Электронная «Книга памяти» доступна по ссылке https://www.mintrud.gov.by/ru/kniga-pamyati-ru