ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА, КАК ЧАСТЬ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Глаза ребенка с нарушением зрения заслуживают исключительного
внимания и бережного отношения, а так же глаза здорового ребенка т. к. в ходе
занятия происходит общее зрительное утомление. Зрительные гимнастики
занимают особое место в работе с детьми со зрительными нарушениями. Их
рекомендуется проводить регулярно 2-3 раза в день со всеми детьми или
индивидуально во всех возрастных группах.
На занятиях обязательно необходимо проводить зрительную гимнастику в
сочетании с двигательной активностью, особенно на занятиях имеющих
монотонный характер и предполагающих большую зрительную нагрузку. При
проведении зрительной гимнастики с детьми с нарушением зрения важно
учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка (диагноз,
послеоперационный период, этап лечения и т. п.).
Хочу представить комплекс зрительной гимнастики, который не требует
дополнительного пособия и составляет первый этап освоения зрительной
гимнастики:
- Упражнения для снятия зрительного утомления;
- Упражнения на укрепления глазодвигательных мышц.
Если ребенок имеет косоглазие, то можно применять такие упражнения:
- Упражнение на развитие внутренних глазодвигательных мышц;
- Упражнения на укрепление наружных мышц глаз.
При амблиопии проводить упражнения на развитие остроты зрения
амблиопичного глаза и улучшение координации движений.
Сформированные у детей на первом этапе навыки служат прекрасной
базой для проведения более сложных игр зрительной гимнастики и расширяют
пространственную лексику ребенка.
Варианты проведения тренировочных упражнений для глаз
Упражнения со зрительным стимулом (предметами)
На кончике указки прикрепляем яркий предмет (игрушка, самолетик,
шарик, см. приложение 1) и предлагаем вместе с ним отправиться в
путешествие; обращаем внимание детей на соблюдение следующего правила:
работают глаза, голова не подвижна. Перемещаем указку в заданном
направлении, сопровождая движения словами: «посмотрели вверх – вниз, влево
- вправо» и т.д. Показ предмета осуществлять в медленном темпе, чтобы
ребенок до конца проследил глазами его движение. Зрительный стимул
находится чуть выше уровня глаз впереди стоящих или сидящих детей, он не
должен сливаться с одеждой педагога и окружающей обстановкой.
Работа со схемами и малыми офтальмотренажерами
Офтальмотренажеры могут быть сюжетные, графические, модульные и
выполняются в виде плакатов, схем, настенных панно. Занимаясь на
офтальмотренажерах, дети прослеживают глазами вертикальные,
горизонтальные или другие линии. Линии могут быть разной конфигурации:
прямые, ломаные, сплошные, прерывистые, закругленные, спиральные. Детям
очень нравится прослеживать глазами «запутанные» линии.
На схемах (лист ватмана размером 1х2 м.) изображаем какие – либо
цветные фигуры: овал, восьмерку, волну, спираль, ромб, (см. приложение 2).
Толщина линии 1 см. плакаты размещаем выше уровня глаз ребенка в любом
удобном месте и предлагаем «походить» по линиям, а при повторном
выполнении упражнения «побегать» глазами. На первых порах легче
проследить с помощью указки, а затем обходиться без нее. Упражнения со
схемами проводятся в положении стоя или сидя. Всю работу можно разделить
на три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Первый этап: ознакомление с офтальмотренажером;
Второй этап: ребенок работает самостоятельно с помощью указки;
Третий этап: ребенок работает самостоятельно без указки.
Работа с карточками, расположенными на стенах.
Один из законов зрения – движение. Когда глаз перемещается, он видит.
Если глаз долго и пристально смотрит вблизи, зрение слабеет. Очень важно
чтобы дети после продолжительной работы вблизи перемещали взгляд вдаль,
вверх. Соблюдение этого правило обеспечивает снятие аккомодационного
напряжения, которое является механизмом стойкого снижения зрения. При
этом в работу включаются глазные мышцы, которые не достаточно часто
работают, и, наоборот, расслабляются те глазные мышцы, на которые падает
основная нагрузка при работе на близком расстоянии.
На стенах располагаем силуэтное изображение предметов, игрушек, героев
сказок, геометрические фигуры, цифры, буквы. Их размер соответствует
зрительным возможностям детей (15-30 см.) картинки и детали должны быть
четко различимы с наиболее удаленной точки. Дети стоя отыскивают глазами
нужную картинку – ответ на вопрос педагога или загадку см. приложение 3).
Данный тип упражнений заключается в слежении глазами в положении
стоя по заданному направлению с одновременным вращением головой и
туловищем: все упражнение выполняются в позе свободного стояния и
базируются на зрительно – поисковых стимулах, дети одновременно
совершают движения туловищем, головой и глазами. Продолжительность
упражнения 1,5-2 минуты.
Упражнения на расширение зрительно – пространственной
активности.
Большие офтальмотренажеры располагаем на стенах, потолке, размер
составляет от 2 до 5 метров (см. приложение 4). В их основу можно внести
игровые и познавательные сюжеты. Методика проведения упражнений и
занятий на больших тренажерах аналогична методике проведения упражнений
с малыми тренажерами.
Упражнения зрительной гимнастики в домашних условиях
Разнообразные полезные упражнения зрительной гимнастики можно
проводить в домашних условиях. Это поможет детям справиться с трудным
периодом, обрести душевный покой, они научатся преодолевать страх и
разовьют воображение. Так, в развлекательной форме родители и дети узнают
много нового и смогут постепенно приспособиться к необычной для них
ситуации.
Упражнение 1
Расслабление глаз
Сядь на стул у стола или на пол, скрестив ноги. Важно, чтобы тебе было
удобно сидеть. Соедини ладони перед грудью так, чтобы кончики пальцев были
направлены вверх. И теперь сильно потри ладони друг о друга, пока они не
станут теплыми.
Теперь положи правую ладонь чуть наклонно на правый глаз, а левую
ладонь – на левый глаз, так, чтобы пальцы обеих рук скрещивались на лбу.
Ладони прикрывают глаза лодочкой, чтобы была возможность спокойно
моргать, но свет не должен проникать в глаза.
Обопрись локтями на стол или колени. Следи за тем, чтобы тебе по прежнему было удобно, а затылок был полностью расслаблен. Внимательно
следи за дыханием, пусть оно будет свободным и непринужденным. Когда
закончишь упражнение и отнимешь ладони от глаз, некоторое время подержи
глаза закрытыми, затем часто моргая открой глаза.
Упражнение 2
«Звездочка» - для родителей, бабушек и дедушек.
Нарисуй папе на ладони шариковой ручкой хорошо видимую небольшую
звёздочку из трех линий, пересекающихся в одной точке.
Сядь на стул или ляг на спину и расслабься. Закрой правой ладонью левый
глаз таким образом, чтобы он мог свободно открываться и закрываться при
Нужно знать
Точно так же, как за каждым вдохом следует
выдох, так и после каждого напряжения любой
мышцы должно следовать её расслабление. Это
относится и к мускулатуре глаз.
выполнении упражнения. Подведи свободную левую ладонь к глазу на
расстоянии приблизительно 10 см. и посмотри точно в центр звездочки.
Медленно отводи ладонь от глаза. Все время смотря точно на звездочку, до тех
пор, пока она полностью не исчезнет из поля зрения.
Повтори это упражнение от пяти до десяти раз, затем положи левую руку
на правый глаз и упражняйся, сколько захочешь. После этого дай отдохнуть
закрытым глазам вдвое дольше того времени, которое требуется при
«Упражнении на расслабление».
Упражнение3
«Ворота из пальцев»
Это упражнение можно делать везде и без всяких подручных средств.
Держи кисти обеих рук так, чтобы только указательные пальцы стояли
вертикально. Теперь поставь правый палец точно посередине между глазами на
расстоянии от 10 до 15 см. от них. Выпрями левую руку до конца и поставь
указательный палец левой руки точно позади правого.
Теперь посмотри точно на левый палец, который находится дальше,
убедись, что твой правый палец образует «ворота», в середине которых виден
левый палец. Это значит, что ты видишь правый палец дважды, а левый –
только один раз. Затем посмотри точно на правый палец, и ты заметишь, что
находящийся позади левый палец образует «ворота».
Дыши медленно и переведи взгляд несколько раз с одного пальца на
другой. При выдохе смотри на удаленный палец, а при вдохе – на ближний.
Следи за тем, чтобы другой палец каждый раз появлялся в середине «ворот».
И.М.Филипова учитель-дефектолог (тифлопедагог)