Советы дефектолога

Значение словесных игр в умственном развитии детей.

 

Главной задачей умственного воспитания детей дошкольного возраста

является развитие мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются и развиваются при познании ребенком окружающего мира.

Самое важное для развития мышления – уметь пользоваться знаниями. Это значит – отбирать из своего умственного «багажа» в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребенок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать. Чтобы научить детей думать, необходимо сделать этот процесс интересным, занимательным. Этого можно достичь разными способами, среди которых особое место занимает словесная дидактическая игра.

Сначала словесные дидактические игры были заимствованы из народного творчества: «У медведя во бору», «Черного и белого не называть, «да» и «нет», «Море волнуется», «Свети – свети ясно» и другие. Затем словесные игры появляются в различных сборниках дидактических игр, созданных для педагогов.

Словесные игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и расширение словарного запаса, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. Незначительная часть игр направлена на развитие мыслительной способности.

В старшем дошкольном возрасте словесные игры используются для формирования мыслительной деятельности детей.

Примеры словесных игр с детьми.

«Летает - не летает». Ход игры: Взрослый предлагает детям быстро называть предметы, когда он скажет слово «летает», а затем называть другие предметы, когда он скажет слово «не летает».

Взрослый говорит: «Летает».

Дети называют: «Ворона, самолет, бабочка, комар, муха, ракета, голубь» и т. д. Затем взрослый произносит: «Не летает». Дети называют: «Велосипед, ромашка, чашка, собака, карандаш, котенок» и т. д.

 

«Съедобное - несъедобное». Игра проводится по аналогии с предыдущей.

«Живое-неживое». Ход игры: сначала объясняем, что все живые предметы мы называем "КТО", а неживые "ЧТО". Приводим несколько примеров.

Затем играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками.

Что растет? Кто растет?

Кто летает? Что летает?

Кто плавает? Что плавает?

Кто самый большой? Что самое большое?

«Чем похожи?». Ход игры: Взрослый предлагает детям посмотреть вокруг и найти два предмета, которые между собой чем-то похожи.

Он говорит: «Я назову: солнце-цыпленок. Как вы думаете, чем они между собой похожи? Да, правильно, они между собой похожи цветом. А вот еще два предмета: стакан и окно. Чем же они похожи между собой? А теперь каждый из вас назовет свои два похожие между собой предмета».

«Будь внимательным!» (Игры на исключение четвертого «лишнего» слова) Ход игры: Взрослый говорит детям: Я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слушать внимательно и назвать «лишнее» слово». Например: матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул; ромашка, заяц, одуванчик, василек; лошадь, автобус, трамвай, троллейбус; волк, ворона, собака, лиса; воробей, ворона, голубь, цыпленок; яблоко, елка, морковь, огурец.

После каждого выделенного «лишнего» слова взрослый просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов, т. е. объяснить принцип группировки.

В словесной дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах, а «представление – это все равно, что обобщенное воспоминание. Это переход к мышлению в общих представлениях есть первый отрыв ребенка от чисто наглядного мышления». Словесная игра требует использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах.

Словесная дидактическая игра - доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания взрослым самой игры.

 

 

Учитель-дефектолог Поплыко М.В.

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ,

НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ,

ПЕДАГОГАМИ ДОО ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ, КАК

ЗНАЧИМЫЙ ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ ГЛАЗНОГО

ЗАБОЛЕВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

 

Дети с нарушением зрения, медицинская коррекция, педагогическая коррекция, интеграция педагогики и медицины, зрительные функции, картотека специальных игр и упражнении.

 

Зрение – интегральное свойство зрительной системы, обеспечивающей преобразование  энергии света, излученного и отраженного различными объектами.

Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире. Его утрата - огромное  несчастье для человека.

При разнообразии глазных аппаратов, существующих в природе, его внутренние механизмы сходные: в основе лежат тонкие первичные химические и электрические изменения в сетчатке глаза, которые приводят к возникновению нервных импульсов, которые и несут в

мозг переработанную зрительную информацию.

 

Глаза – это самый важный орган чувств. 90 % информации человек получает посредством  зрения.

Наш опыт интеграции педагогики и медицины в работе с детьми с нарушением зрения  убедительно доказывает, что в развитии и закреплении стойкости восстановленных зрительных  функций педагогические методы занимают значительное место. Лечебно-восстановительные  мероприятия по лечению косоглазия и амблиопии должны сочетаться с психолого- педагогическими и воспитательными мероприятиями.

Значимость педагогической коррекции в закреплении восстановленных зрительных функций и их развитии определяется положением психологии о том, что акт восприятия не есть механическое отражение. В этом акте участвует мышление. Осмысленное целенаправленное восприятие развивает способность видеть, анализировать, дифференцировать.

В настоящее время накоплены многочисленные данные, свидетельствующие о том, что эффективность лечения в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения значительно выше, чем в глазных кабинетах детских поликлиник. Это обусловлено сочетанием  длительной комплексной лечебной работы с коррекционно-педагогическими мероприятиями в

условиях обычного режима жизни ребенка.

Картотека игр

«Развиваем зрительные функции, играя». Тифлопедагог, после обсуждения с врачом-офтальмологом, предлагает ребенку игры и упражнения в соответствии с этапом лечения и необходимостью развивать или закреплять те или иные зрительные функции, подготовить ребенка к следующему этапу лечения. Также тифлопедагог рекомендует эти игры и  упражнения воспитателям. Картотека помогает педагогам в планировании коррекционной работы.

Уточняющие вопросы:

Что нарисовано?

Какие части?

Какого цвета?

Какой формы?

 «Собери кукле бусы»

Нанизывание колец, катушек, пуговиц, бусинок на леску или проволоку. Пособия должны  быть ярких оттенков, величина зависит от зрительной нагрузки.

 Раскладывание в пластмассовые бутылочки семян фасоли, гороха, дыни, арбуза, цветных спичек. «Помоги бабушке»

 Вдевание лески, цветной проволоки в ушко иглы. Игла сделана из картона, длина 15 см. ушко иглы – 0,4 см.

 «Подбери лепестки»

На карточке нарисован стебель и серединка. Ребенок по цвету серединки подбирает лепестки.

 Рисование по манке на черном фоне пальцем или палочкой.

 Рассматривание картинок через диаскоп.

 «Кто лучше увидит?»

Дети на расстоянии в пенализатор рассматривают сюжетную картинку. Педагог с помощью вопросов направляет процесс восприятия.

Что находится на 1-ом, 2-ом, 3-ем плане?

Что делает …?

Где стоит …?

Найди на картинке …?

 «Подбери предметы по форме»

Карточка с изображением геометрических фигур.

 Маленькие карточки с предметными картинками. Продолжи ряд, подбирая предметы  по форме.

 «Закрой окошечко»

Книжка с цветными страницами и вырезанными в них окошечками. Ребенок листает  страницы и к каждой подбирает «заплатки» соответствующего цвета

 Упражнения с геометрическими фигурами.

Сортировка фигур по форме, цвету, величине. Выкладывание из геометрических фигур узоров, картинок по образцу и без образца.

 «Подбери пуговицу к пальто»

На картоне нарисованы пальто различных цветов, у ребенка набор пуговиц. Ребенок подбирает пуговицы по цвету, размеру, форме.

 «Закрой окошко»

 Вышивание

На картоне нарисованы яркие рисунки, проткнутые по контуру шилом. Ребенок вышивает проволокой или нитками красно-оранжевых тонов.

Усложнение: вышивание по сюжетной картинке. Величина деталей картинки зависит от степени амблиопии.

 «Поймай рыбку»

Пластмассовые рыбки плавают в воде. На удочке – кольцо. Необходимо поймать рыбку за крючок.

Рыбки с металлическими вставками, на удочке – магнит. Рыбки на подставке. Усложнение: подставка вращается.

 «Посади бабочку на цветок»

Бабочка, сделанная из бумаги, ярко раскрашенная, подвешенная на леске к палочке. На столе (полу) лежат цветы. Ребенок должен посадить бабочку точно на цветок. Цветы могут быть разного цвета, формы, величины. Цветы можно заменять листьями, а бабочек – другими насекомыми.

IV Восприятие пространства

Речь идет о зрительном восприятии пространства – отражении пространственных характеристик окружающего мира: формы, величины, цвета, взаимного расположения объектов (удаленность, расстояние между объектами, направление). Вследствие нарушения бинокулярного зрения, снижения остроты зрения уровень зрительного восприятия пространства снижается. Однако многочисленные исследования показывают, что тренируя, предлагая ребенку с нарушением зрения игры и упражнения,  направленные на оценивание удаленности, расстояния и т.д. качество использования

зрительного восприятия пространства в физкультурных упражнения, спортивных играх,  предметно-практической деятельности повышается.

Игры и упражнения:

 «Охотники»

3-4 охотника располагаются в различных местах за линией площадки. «Звери» на площадке. По сигналу «звери» свободно бегают, второй сигнал – останавливаются. «Охотники», не сходя с места, стараются попасть в кого-нибудь.

 «Попади в квадрат»

Стоя в центре большого круга (диаметр = 6 метров), ребенок старается попасть броском мяча снизу – вперед в квадраты, расположенные на линиях круга спереди, сзади, слева и справа (30*40 см). Игра усложняется за счет уменьшения размера квадратов, расстояния до них, изменения способа броска (одной, двумя руками, сверху, снизу, сбоку).

 «Метко в цель»

2 команды, 5 городков на равном расстоянии от команд. Дети бросают малые мячи, стараясь сбить как можно больше городков.

 «Попади в мишень»

На стене нарисовать или повесить круглые мишени различных диаметров (10, 20, 30, 40 см). Каждый ребенок делает по 2 броска в каждую мишень малым мячом. Попал в первую мишень –4 очка, во вторую – 3 очка, 3 – 2 очка, 4 – 1 очко. Броски выполняются с 3, 5, 10 метров.

 «Что больше? Что выше? Что шире? Что длиннее?»

Ребенок должен с различных расстояний в большом пространстве зрительно сравнить  заданную величину предмета с этой величиной других предметов, разнорасположенных в пространстве. Правильность проверить с помощью мерки или путем приложения.

 «Точно прыгну»

На полу «канавки». Ребенку дается задание оттолкнувшись двумя ногами, перепрыгнуть через одну, две, три «канавки», расположенные на разном расстоянии друг от друга. То же, оттолкнувшись правой, левой ногой. Ребенок должен прыгнуть точно на заданное расстояние.

 «Точно брошу»

Стоя на линии старта, ребенок должен попасть броском мяча в квадраты (10*10, 20*20, 30*30 см). Квадраты расположены друг за другом. Можно предложить ребенку бросить мяч на заданную линию (3, 5, 7-10 м).

Игры и упражнения:

 «Кто больше запомнит»

Дети некоторое время (примерно 1 минуту) рассматривают картинку, затем ее убирают. Педагог задает вопросы по картинке, дети по памяти дают ответы. За каждый правильный ответ получают фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

 «Сложи из палочек»

На короткое время (2-3 сек) показать детям образец. Ребенок по памяти выкладывает из палочек какое-либо изображение.

 «Нарисуй по памяти»

Ряд из 3-4 геометрических фигур показывают 5-10 сек и убирают. Ребенок должен нарисовать те фигуры, которые запомнил. Задание усложняется дополнительными элементами, различной ориентировкой форм в пространстве, разными размерами фигур.

 «Найди картинку»

На короткое время (считая до 5) покажите детям картинку, а затем из набора похожих картинок предложите выбрать ту, которую им показали.

 «Опиши по памяти»

На короткое время показывают детям картинку, предмет или куклу. Дети по памяти должны ответить на вопросы. Например: какие у куклы волосы? Какое платье? Были ли банты, туфли,

носочки? В какой позе она была? И т.д.

 «Найди отличия»

Покажите ребятам 2 почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого.

 «Что изменилось?»

Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны сказать, какая игрушка пропала.

 «Найди одинаковые картинки»

На рисунке дети должны найти 2 одинаковых предмета

Зрительно-моторная координация — это согласованность движений и их элементов в результат совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.

На начальных этапах формирования графических навыков письма все движения полностью контролируются зрением. Глаза ребенка очень внимательно следят за движениями руки. Высокое качество графических навыков связано с определенным уровнем развития интегративной деятельности зрительного и двигательного анализаторов, то есть с

определенным уровнем зрительно – моторной координации. Дети, имеющие даже незначительные нарушения зрения, испытывают затруднения в

становлении, как произвольности действий двигательного анализатора, так и совместной деятельности двигательного и зрительного анализаторов. Так, нарушения зрения выражаются в снижении отдельных зрительных функций (снижение остроты зрения, прослеживающей функции глаза, локализации взора), что приводит к ослаблению процесса восприятия. Нарушение двигательной сферы приводят к нарушениям координации движений, их точности, а также отрицательным образом влияют на развитие зрительно – моторной координации. Такой же дом, как на маленькой, обведи его через кальку, теперь наложи свой рисунок на маленькую карточку. Если он совпадает, то ты выполнил задание правильно.

 Дидактические игры: «Силуэты и контуры».

Педагог предлагает ребенку подобрать и наложить цветное изображение поверх соответствующего силуэтного (контурного) изображения.

 

 

И.М.Филипова  учитель-дефектолог(тифлопедагог) 

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА, КАК ЧАСТЬ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Глаза ребенка с нарушением зрения заслуживают исключительного

внимания и бережного отношения, а так же глаза здорового ребенка т. к. в ходе

занятия происходит общее зрительное утомление. Зрительные гимнастики

занимают особое место в работе с детьми со зрительными нарушениями. Их

рекомендуется проводить регулярно 2-3 раза в день со всеми детьми или

индивидуально во всех возрастных группах.

На занятиях обязательно необходимо проводить зрительную гимнастику в

сочетании с двигательной активностью, особенно на занятиях имеющих

монотонный характер и предполагающих большую зрительную нагрузку. При

проведении зрительной гимнастики с детьми с нарушением зрения важно

учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка (диагноз,

послеоперационный период, этап лечения и т. п.).

Хочу представить комплекс зрительной гимнастики, который не требует

дополнительного пособия и составляет первый этап освоения зрительной

гимнастики:

  1. Упражнения для снятия зрительного утомления;
  2. Упражнения на укрепления глазодвигательных мышц.

Если ребенок имеет косоглазие, то можно применять такие упражнения:

  1. Упражнение на развитие внутренних глазодвигательных мышц;
  2. Упражнения на укрепление наружных мышц глаз.

При амблиопии проводить упражнения на развитие остроты зрения

амблиопичного глаза и улучшение координации движений.

Сформированные у детей на первом этапе навыки служат прекрасной

базой для проведения более сложных игр зрительной гимнастики и расширяют

пространственную лексику ребенка.

Варианты проведения тренировочных упражнений для глаз

Упражнения со зрительным стимулом (предметами)

На кончике указки прикрепляем яркий предмет (игрушка, самолетик,

шарик, см. приложение 1) и предлагаем вместе с ним отправиться в

путешествие; обращаем внимание детей на соблюдение следующего правила:

работают глаза, голова не подвижна. Перемещаем указку в заданном

направлении, сопровождая движения словами: «посмотрели вверх – вниз, влево

- вправо» и т.д. Показ предмета осуществлять в медленном темпе, чтобы

ребенок до конца проследил глазами его движение. Зрительный стимул

находится чуть выше уровня глаз впереди стоящих или сидящих детей, он не

должен сливаться с одеждой педагога и окружающей обстановкой.

Работа со схемами и малыми офтальмотренажерами

Офтальмотренажеры могут быть сюжетные, графические, модульные и

выполняются в виде плакатов, схем, настенных панно. Занимаясь на

офтальмотренажерах, дети прослеживают глазами вертикальные,

горизонтальные или другие линии. Линии могут быть разной конфигурации:

прямые, ломаные, сплошные, прерывистые, закругленные, спиральные. Детям

очень нравится прослеживать глазами «запутанные» линии.

На схемах (лист ватмана размером 1х2 м.) изображаем какие – либо

цветные фигуры: овал, восьмерку, волну, спираль, ромб, (см. приложение 2).

Толщина линии 1 см. плакаты размещаем выше уровня глаз ребенка в любом

удобном месте и предлагаем «походить» по линиям, а при повторном

выполнении упражнения «побегать» глазами. На первых порах легче

проследить с помощью указки, а затем обходиться без нее. Упражнения со

схемами проводятся в положении стоя или сидя. Всю работу можно разделить

на три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Первый этап: ознакомление с офтальмотренажером;

Второй этап: ребенок работает самостоятельно с помощью указки;

Третий этап: ребенок работает самостоятельно без указки.

Работа с карточками, расположенными на стенах.

Один из законов зрения – движение. Когда глаз перемещается, он видит.

Если глаз долго и пристально смотрит вблизи, зрение слабеет. Очень важно

чтобы дети после продолжительной работы вблизи перемещали взгляд вдаль,

вверх. Соблюдение этого правило обеспечивает снятие аккомодационного

напряжения, которое является механизмом стойкого снижения зрения. При

этом в работу включаются глазные мышцы, которые не достаточно часто

работают, и, наоборот, расслабляются те глазные мышцы, на которые падает

основная нагрузка при работе на близком расстоянии.

На стенах располагаем силуэтное изображение предметов, игрушек, героев

сказок, геометрические фигуры, цифры, буквы. Их размер соответствует

зрительным возможностям детей (15-30 см.) картинки и детали должны быть

четко различимы с наиболее удаленной точки. Дети стоя отыскивают глазами

нужную картинку – ответ на вопрос педагога или загадку см. приложение 3).

Данный тип упражнений заключается в слежении глазами в положении

стоя по заданному направлению с одновременным вращением головой и

туловищем: все упражнение выполняются в позе свободного стояния и

базируются на зрительно – поисковых стимулах, дети одновременно

совершают движения туловищем, головой и глазами. Продолжительность

упражнения 1,5-2 минуты.

Упражнения на расширение зрительно – пространственной

активности.

Большие офтальмотренажеры располагаем на стенах, потолке, размер

составляет от 2 до 5 метров (см. приложение 4). В их основу можно внести

игровые и познавательные сюжеты. Методика проведения упражнений и

занятий на больших тренажерах аналогична методике проведения упражнений

с малыми тренажерами.

Упражнения зрительной гимнастики в домашних условиях

Разнообразные полезные упражнения зрительной гимнастики можно

проводить в домашних условиях. Это поможет детям справиться с трудным

периодом, обрести душевный покой, они научатся преодолевать страх и

разовьют воображение. Так, в развлекательной форме родители и дети узнают

много нового и смогут постепенно приспособиться к необычной для них

ситуации.

Упражнение 1

Расслабление глаз

Сядь на стул у стола или на пол, скрестив ноги. Важно, чтобы тебе было

удобно сидеть. Соедини ладони перед грудью так, чтобы кончики пальцев были

направлены вверх. И теперь сильно потри ладони друг о друга, пока они не

станут теплыми.

Теперь положи правую ладонь чуть наклонно на правый глаз, а левую

ладонь – на левый глаз, так, чтобы пальцы обеих рук скрещивались на лбу.

Ладони прикрывают глаза лодочкой, чтобы была возможность спокойно

моргать, но свет не должен проникать в глаза.

Обопрись локтями на стол или колени. Следи за тем, чтобы тебе по прежнему   было удобно, а затылок был полностью расслаблен. Внимательно

следи за дыханием, пусть оно будет свободным и непринужденным. Когда

закончишь упражнение и отнимешь ладони от глаз, некоторое время подержи

глаза закрытыми, затем часто моргая открой глаза.

Упражнение 2

«Звездочка» - для родителей, бабушек и дедушек.

Нарисуй папе на ладони шариковой ручкой хорошо видимую небольшую

звёздочку из трех линий, пересекающихся в одной точке.

Сядь на стул или ляг на спину и расслабься. Закрой правой ладонью левый

глаз таким образом, чтобы он мог свободно открываться и закрываться при

Нужно знать

Точно так же, как за каждым вдохом следует

выдох, так и после каждого напряжения любой

мышцы должно следовать её расслабление. Это

относится и к мускулатуре глаз.

выполнении упражнения. Подведи свободную левую ладонь к глазу на

расстоянии приблизительно 10 см. и посмотри точно в центр звездочки.

Медленно отводи ладонь от глаза. Все время смотря точно на звездочку, до тех

пор, пока она полностью не исчезнет из поля зрения.

Повтори это упражнение от пяти до десяти раз, затем положи левую руку

на правый глаз и упражняйся, сколько захочешь. После этого дай отдохнуть

закрытым глазам вдвое дольше того времени, которое требуется при

«Упражнении на расслабление».

Упражнение3

«Ворота из пальцев»

Это упражнение можно делать везде и без всяких подручных средств.

Держи кисти обеих рук так, чтобы только указательные пальцы стояли

вертикально. Теперь поставь правый палец точно посередине между глазами на

расстоянии от 10 до 15 см. от них. Выпрями левую руку до конца и поставь

указательный палец левой руки точно позади правого.

Теперь посмотри точно на левый палец, который находится дальше,

убедись, что твой правый палец образует «ворота», в середине которых виден

левый палец. Это значит, что ты видишь правый палец дважды, а левый –

только один раз. Затем посмотри точно на правый палец, и ты заметишь, что

находящийся позади левый палец образует «ворота».

Дыши медленно и переведи взгляд несколько раз с одного пальца на

другой. При выдохе смотри на удаленный палец, а при вдохе – на ближний.

Следи за тем, чтобы другой палец каждый раз появлялся в середине «ворот».

 

 

И.М.Филипова  учитель-дефектолог (тифлопедагог)

 

Участие   семьи  в  коррекции   речевого развития ребёнка

 

Нарушения речи ребёнка приводят к нарушению личности в целом.

На отношение ребёнка к своему речевому нарушению огромное значение имеет отношение к проблеме со стороны родителей. Основным формирующим компонентом отношения ребёнка к своему речевому нарушению является тот настрой,  какие ему дают родители. С одной стороны, установка может быть легкомысленно – попустительской («Ничего страшного, дедушка твой всю жизнь так говорил»), а так как ребёнок внушаем, то он вскоре придёт к выводу, что дефекты речи – проявление его индивидуальности. С другой стороны, установка негативного характера («Будешь так говорить, тебя не возьмут в школу», «С тобой не будут дружить дети»), что, в свою очередь, сформирует у ребёнка неуверенность в своих силах.

В начале обучения ребёнок может испытывать неуверенность в себе, возможен отказ от выполнения заданий, даже самых лёгких. При правильном подходе семьи к воспитанию ребёнка с проблемами в речевом развитии, понимании, добром и внимательном отношении, учёте его индивидуальных особенностей можно избежать подобных проблем. Нужно сформировать у ребёнка осознанное отношение к работе над речью, выработать стремление чёткого, последовательного и качественного выполнения заданий.

Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития воспитанника необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:

  1. В общении с ребёнком родители должны пользоваться грамматически правильно оформленной речью, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного (а зачастую неправильного) развития лексической, грамматической сторон детской речи.

Для этого нужно наполнить повседневную жизнь ребёнка правильным речевым общением:

– чётко проговаривать слова, пусть малыш видит движения ваших губ;

– посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это фен, это светильник и т.д.);

– в собственной речи правильно употреблять грамматические формы, четко проговаривать окончания слов, (например: Это синица; нет синицы; ищу синицу; думаю о синице; рисую синицу. Коля играл, а Даша играла и т.д.);

– обращать внимание ребёнка на  глаголы. На примерах из повседневной жизни учить детей дифференцировать их по смыслу (например: привязал, отвязал, перевязал и т.д.);

– привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов изолированно и в контекстной речи (например: положи ручку на стол, возьми ручку со стола   и т.д.);

– учить согласовывать существительные с прилагательными и числительными, используя речевые игры (например, игра «Какого цвета?»: зеленое яблоко, красная шапка);

– обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи: называть продукты, из которых готовятся блюда; как готовятся (варим, жарим, печём, режем, чистим); описывать вкусовые качества блюд (вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная); определять цвет (зеленый, жёлтый, красный).

Игры можно придумывать самим, «подсматривать» в развивающих книжках, желательно использование картинок, различных игр типа «Лото», «Домино» и др.

– читать детям книги, что способствует становлению правильной речи, обогащает словарь, повышает интеллектуальный уровень, развивает логическое мышление, внимание, развивает эмоциональную сферу.

  1. Необходимо развивать мелкую моторику рук ребёнка, так как установлено, что уровень развития речи ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
  2. Ведущей деятельностью ребёнка является игровая деятельность и поэтому важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка и создание игровых ситуаций. Неоценима роль игрушки в речевом развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление маленьких рассказов, в том числе и рассказов – описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю – ребёнку.
  3. По заданию учителя-дефектолога ежедневно выполняйте артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, игры на развитие фонематического слуха.
  4. Важно, чтобы вся работа происходила на эмоциональном подъеме ребенка и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать родной речью.
  5. Родители должны учитывать, что реакция ребенка на занятия может быть различной: от полного отказа и слёз до радости и удовольствия. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать затруднения, пытаться его заинтересовать. Но, в то же время, нельзя переутомлять и перегружать малыша информацией, родителям просто необходимо научиться «чувствовать» своего ребёнка. А ещё, учить ребёнка трудиться!
  6. Желательно организовать место для занятий ребёнка, позаботиться о правильном освещении, удобном стуле и столе. Для выполнения артикуляционной гимнастики необходимо настольное зеркало.
  7. Важна правильная организация режима дня ребёнка. Помните, активный отдых на свежем воздухе стимулирует все    жизненные процессы. Питание ребёнка должно быть правильным, сбалансированным. Ограничьте просмотр телепередач. Обеспечьте ребёнку полноценный сон в хорошо проветренном помещении.

 

 

Учитель-дефектолог Поплыко М.В.

 

«Развитие речевого дыхания у детей с нарушением речи»

Дыхание выполняет очень важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма. Кроме своей основной физиологической функции, - осуществления газообмена, - дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание. Речевое дыхание (диафрагмальное) - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.

         Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Дыхание - это физиологический процесс, включающий в себя две фазы: вдох и выдох. В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха. После короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем - длинный звуковой выдох. Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования. Поэтому конечной целью тренировки речевого диафрагмально-рёберного дыхания является тренировка длинного выдоха, тренировка умения рационально расходовать запас воздуха во время речи. Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно сразу после выдоха. Расслабление должно происходить постепенно по мере надобности, подчиняясь нашей воле. Развитие речевого дыхания необходимо для того, чтобы можно было произнести развёрнутую фразу с правильной интонацией, для постановки отсутствующих звуков у детей с речевым недоразвитием.

Основная цель занятий - формирование правильного речевого дыхания.

Рекомендации для развития правильного речевого дыхания:

 все упражнения необходимо выполнять легко, естественно, свободно, без усилий, напряжения и скованности;

 находиться в расслабленном состоянии, но не сутулиться (спина прямая, плечи развёрнуты, шея свободная);

 вдыхаем через нос, выдох осуществляем ртом;

 губы при выдохе немного открыты ("трубочкой");

 выдох должен быть продолжительным и плавным, предметы для поддувания должны находиться на уровне рта ребёнка;

 не надувать щёки при выдохе;

 проводить упражнения по формированию правильного речевого дыхания в игровой форме;

 перед проведением дыхательной гимнастики помещение должно быть проветренным;

 упражнения на развитие речевого дыхания повторять не более 3-5 раз, до еды, 3 раза в день по 4-7 минут;

 не переутомлять ребёнка, т.е. строго дозировать количество и темп упражнений, при недомогании лучше отложить занятие;

 занятия по развитию речевого дыхания должны проходить на высоком эмоциональном фоне, приносить радость детям с ограниченными возможностями здоровья.

Выполнение дыхательных упражнений рекомендуется начинать с непроизвольных для ребенка игровых упражнений:

  • дутье через соломку в стакан с водой;
  • надувание воздушных шаров;
  • дутье на разноцветные вертушки;
  • игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке;
  • пускание мыльных пузырей;
  • дутье на одуванчики весной.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

Упражнения для формирования диафрагмального выдоха:

Задуй свечку

Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось. Отмечаем тех детей, кто дольше всех дул на «свечу».

Лопнула шина

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг — «шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Накачать шину

Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

Воздушный шар

Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».

Жук жужжит

Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Ворона

Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяжно «К-а-а-а-р». Хвалим тех «ворон», которые медленно спустились с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Пилка дров

Исходное положение: встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.

Дровосек

Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6-8 раз.

Комарик

Исходное положение: сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.

"Приятный запах"

Ребёнок подходит к вазочке с очищенным апельсином, яблоком, грушей и т.д. Нюхает и на выдохе произносит: "Хорошо! Вкусно! Приятный запах!"

Все упражнения достаточно просты и не требуют специальной подготовки. Проявляя изобретательность, выдумку, вы сможете помочь детям выработать правильное речевое дыхание.

 

 

 

 

Учитель-дефектолог  Поплыко М.В.

Памятка для родителей
«В помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья»
 
  Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема
воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и
продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Дети с ограниченными возможностями
находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям нужно
учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных
физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность.
На родителей таких детей, так же, ложатся большие нагрузки, в связи с деятельностью по уходу
за больным ребёнком и ответственностью за его жизнь. Многочисленными исследованиями
выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение,
тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д.
Всё это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им так же, как и их
детям, нужны психологическая помощь и поддержка.
Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита.
Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно
подойти к решению своей проблемы.
Зачастую родители, испытывая страх за судьбу малыша, передают его ребенку. Интуитивно напряжение взрослых, детки приобретают черты нервозности, издерганности. Мучительные сомнения многих пап и мам о том, знает ли ребенок о своей болезни и о том, насколько она тяжела, напрасны. Действительно, слово «инвалид» ничего не добавляет к ежедневным ощущениям и переживаниям ребят. От понимания своего статуса им не становится ни лучше, ни хуже.
Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям-инвалидам
быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить своих сыновей и дочерей от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию. Дети-инвалиды остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка, просто потому, что ребенок есть, такой – какой есть. Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды. Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков. Конечно, закрывать глаза на то, что малыш серьезно болен, нельзя. При этом и постоянно держать его под стеклянным колпаком тоже не годится. Чем меньше внимание больного будет сконцентрировано на нем самом, тем больше вероятность и успешность взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить ребенка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо.
Что касается самих родителей – не забывайте о себе! Деперссия - нередкий спутник родителей
больного ребенка. Механизмом запуска для нее может послужить и длительное ожидание
диагноза, и ненадежность, невнимание близких и друзей в тяжелое время, и отчаяние в глазах
ребенка, и бессонные ночи. На фоне постоянной, хронической усталости и недосыпания,
достаточно мелочи, чтобы спровоцировать нервный срыв. Но ведь малышу вы нужны сильными,
бодрыми, уверенными. Поэтому, необходимо научиться справляться и с этим. Из лекарств
подойдут валериана и успокоительные травяные сборы, например шишки хмеля, пустырник,
мята и валериана, о чем желательно проконсультироваться с врачами. Если врач все же
пропишет антидепрессанты, не забудьте, что это временная мера! Психологическая поддержка
может оказаться для вас одной из важных процедур на пути адаптации, как вас, так и вашего
Очень важно найти того, кто сможет помочь вам, хотя бы на время, или просто даст выспаться.
Преодолеть сложный период может социальный работник, психолог или те родители, у которых 
ребёнок с похожим отклонением в развитии, и они успешно преодолели трудный период.
Необходимо иметь возможность поделиться своими переживаниями, услышать слова поддержки.
Помогая друг другу, родители забывают о своём горе, не замыкаются в нём, таким образом,
находят более конструктивное решение своей проблемы. Видя вас бодрыми, веселыми,
верящими в лучшее, малыш станет чаще улыбаться и тем самым приближать свое выздоровление.
Не лишайте себя жизни, удовольствий и интересных событий. Что-то вы можете делать вместе с
ребенком, но у вас обязательно должна быть и собственная жизнь.
Слепая жертвенность не принесет пользы ни ребенку, ни вам. Если вы будете удовлетворены
жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и нуждающемуся в вас маленькому человеку.
 
Учитель-дефектолог Филипова И.М.
Рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов:
 
Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось,
размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли»
ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка
постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.
Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи,
которые в них тоже нуждаются.
Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и
полноценной жизни. Помните, ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и
спокойствие своего окружения.
Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой»,
отказываясь от своей личной жизни.
Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет,
придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о
других. Решайте все дела вместе с ним.
Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте
его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей.
Развивайте умения и навыки по самообслуживанию
Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок.
Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз
проконсультируйтесь с врачом или психологом.
Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят
Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками.
Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей
жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.
Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание
ребенка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений.
Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте
чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на
всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни. Помогая друг
другу, вы, прежде всего, помогаете себе!
Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя упрёками. В
противном случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а
это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у вас
больной ребёнок, вы не виноваты.
Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение,
самообладание.
Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии.
Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой – способствует правильной
организации всей лечебно-коррекционной работы.
Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он
социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться
среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях.
Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте
их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас
подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.
Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше
ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как
Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к
будущей жизни, говорите о ней. 
 
Учитель-дефектолог Боровикова И.Д.
 

Экологическое воспитание детей с нарушением зрения

Экологическое воспитание детей с нарушением зрения

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Любовь к своей семье, своей Родине и родному краю закладывается в дошкольном детстве. У дошкольников с нарушением зрения из-за недостатка сенсорного опыта запаздывает раннее формирование культуры ребенка, его личности, из-за нарушения целостного восприятия затруднены процессы осмысления и формирования зрительных образов. Природа обладает большими познавательными и речевыми возможностями: она даёт возможность безмерно расширять кругозор ребенка, формировать умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, выявлять закономерности, делать выводы.

Результат экологического воспитания – экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника – знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, поведении, разнообразной деятельности (познавательной, игровой, трудовой и др.).

Экологическое воспитание детей с нарушением зрения, направлено на решение следующих задач:

- создание условий для формирования у ребёнка экологической культуры;

- развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;

- формирование умений разнообразной деятельности в природе и становления экологически ориентированного взаимодействия с её объектами;

- накопление детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой.

Решаем эти задачи посредством современных образовательных и коррекционно-развивающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения. 

Одной из развивающих технологий является игра. Игра для ребенка с нарушением зрения становится не только основной формой развития, но и средством коррекции разных видов деятельности. Играя, дети учатся отображать жизнь взрослых, у них формируются такие умения, с помощью которых дети со зрительной патологией самоутверждаются в среде сверстников. 

Использование игры как средства экологического воспитания детей с нарушением зрения важно по следующим причинам:

- она развивает познавательные способности и речь, способствует становлению личности, сохранению здоровья, кроме того, соответствует потребностям детей в общении, познании и движении, поэтому она широко используется в экологическом воспитании, как и в других его направлениях;

-   доставляет радость ребенку, поэтому познание природы и общение с ней, проходящие на фоне игры, особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения;

-  ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения; все игровые действия предусматривают психологическую защищенность ребенка, его эмоциональный комфорт;

-    в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторных систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);

-    экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше входят и активнее используются в их самостоятельной игровой деятельности, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка.

Детям можно предложить следующие сюжетно-ролевые игры: «На улицах города», «Овощной магазин», «Подводный мир», «На лесной поляне», «В гостях у Лесовичка», «Здравствуй, здравствуй, добрый лес», «На ферме», «В саду –в огороде» и др. 

Экскурсия - одна из форм общения детей с природой. Организовать прогулки и экскурсии можно в разное время года, в парк, в сквер, в места расположенные рядом с детским садом, в городской парк, на набережную. Обязательно заранее необходимо продумать цель, вопросы детям, оборудование, игры, задания, провести предварительную беседу с детьми.

Также педагогам предлагаем провести экскурсии по темам: «Разноцветные краски осени», «Хмурая осень», «Путешествие в зимний лес», «Путешествие в весенний парк». Во всех экскурсиях активное участие должны принимать родители. Свои впечатления дети могут отражать в рисунках, составлять описательные рассказы об увиденном.    

При проведении занятий по экологическому воспитанию с детьми с нарушением зрения обязательное использование специального наглядного материала: картин, реальных предметов и игрушек, сказочных персонажей и т.д. При работе с наглядным материалом необходимо соблюдать следующие требования:

-       При восприятии картин детям предоставлять возможность рассматривать их более длительное время 3-5 минут.

-       Детям с низкой остротой зрения предлагать посмотреть картину вблизи.

-       Во время ответа на вопросы дети должны подходить к картине. Картина должна быть: контрастной; лаконичной, без лишних деталей; с ясным композиционным построением; с насыщенными по тону цветами; иметь простые формы изображения.

-       Постоянное оречевление увиденного.

-       Демонстрировать картину на фоне (лучше зеленого цвета).

-       По возможности картине должен предшествовать натуральный объект.

-       Посадка детей при рассматривании картины (фронтальной) полукругом, источник света сзади.

-       Дети отвечают не вставая, чтобы не нарушать фиксацию взора.

-       Величина демонстрационных объектов должна быть не менее 15-20 см (при использовании натуры не менее 20-25 см).

В настоящее время в образовательном процессе дошкольных учреждений широко применяются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Особенностью ИКТ является работа с образами предметов, что соответствует физиологически обусловленному для старших дошкольников переходу от наглядно-предметной к наглядно-образной форме мышления. Для знакомства детей с природными богатствами родного края педагогам предлагается использование обучающих презентаций по темам: «Путешествие в удивительный мир животных», «Самые необычные птицы», «Подводный мир», «Реки», «Родные просторы», «Друзья, которые всегда рядом», «Лекарственные растения».

  Ни самый яркий рассказ, ни картинки не могут в этом возрасте заменить непосредственного общения с природой. Большое значение необходимо уделяем обогащению зрительного опыта. Через общение с природой обогащается речь ребенка, делая ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов. У дошкольников с патологией зрения зрительное обследование и выделение признаков явлений природы происходит следующим образом.

Таким образом, при работе по развитию экологического воспитания, используя предложенные формы работы у дошкольников с нарушением зрения мы ожидаем следующий результат: при зрительном сравнении предметов окружающего мира повышается устойчивость зрительного внимания, улучшается зрительная память, стимулируется развитие всех зрительных функций, а также положительно влияет на развитие их познавательной деятельности, они становятся более активными и самостоятельными. Дети начинают понимать важность и роль зрения в их жизни, осознавать, что с помощью зрения они могут многое узнать об окружающем мире. Используя различные современные образовательные технологии, можно сделать эту работу увлекательной и максимально эффективной.

 

 

Учитель дефектолог  Филипова И.М.

свернуть

ОСНОВНЫЕ ЗРИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И ИХ НАРУШЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ ЗРИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И ИХ НАРУШЕНИЯ

 

ОСНОВНЫЕ ЗРИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И ИХ НАРУШЕНИЯ

В процессе восприятия окружающего мира с помо­щью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете пред­метов, их пространственном расположении и степени их удаленности. Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения.

К основным функциям зрения относятся:

- острота зрения,

- цветоразличение,

- поле зрения,

- характер зрения

- глазодвига­тельные функции.

Снижение любой из них неизбежно влечет за собой нарушения, как в ходе самого процесса, так и в результате зрительного восприятия.

  1. Нару­шение функции остроты зренияснижает разрешающую способность глаза, точность, полноту и скорость воспри­ятия, что затрудняет и замедляет узнавание предметов и изображений.

Нарушение функции остроты зрения может быть вызвано нарушением преломляющей силы оптической системы глаза (рефракции) и проявиться в виде мио­пии (близорукости), гиперметропии (дальнозоркости), астигматизма (изменение преломления оптической сис­темы глаза в различных меридианах).

Нарушение остроты зрения может быть вызвано так­же функциональными расстройствами зрительного ап­парата. Нарушение зрения, связанное с ослаблением остроты зрения, происходящим без видимой анатоми­ческой причины, называется амблиопией.

  1. Нарушения функции цветоразличения обусловли­вают возникновение трудностей восприятия, невозмож­ность различения одного из трех цветов (красного, зе­леного, синего) или приводит к смешению зеленого и красного цветов.
  2. Наличие нарушений функции поля зренияза­трудняет целостность, одновременность, динамичность восприятия, что приводит к возникновению трудностей в пространственной ориентировке.
  3. Нарушение бинокулярного характера зрения, при­водящее к снижению способности видеть двумя глаза­ми одновременно и воспринимать рассматриваемый объект как единое целое, искажает пространственное, стереоскопическое восприятие окружающего мира.
  4. Нарушение глазодвигательных функций, характе­ризующееся отклонением одного из глаз от общей точ­ки фиксации, приводит к возникновению косоглазия.

При наличии нарушений глазодвигательных функ­ций в виде нистагма, характеризующегося наличием непроизвольных колебательных движений глазных яблок, даже при достаточно высокой остроте зрения имеет место нечеткость восприятия.

Под влиянием различных причин могут иметь мес­то нарушения как одной, так и нескольких зритель­ных функций.

Нарушения зрения условно делятся на глубокие и неглубокие.

К глубоким относятся нарушения зрения, связанные со значительным снижением таких важней­ших функций, как острота зрения и (или) поле зрения, имеющие ярко выраженную органическую детермина­цию. В зависимости от глубины и степени нарушений данных зрительных функций может иметь место сле­пота или слабовидение.

К зрительным нарушениям, относящимся к так на­зываемым относятся

  • нарушения глазо­двигательных функций (косоглазие, нистагм);
  • наруше­ния цветоразличения (дальтонизм, дихромазия);
  • нару­шения характера зрения (нарушения бинокулярного зрения);
  • нарушения остроты зрения, связанные с рас­стройствами оптических механизмов зрения (миопия, гиперметропия, астигматизм, амблиопия).

Анализ научных данных и результатов наблюдений за практической деятельностью детей с нарушениями зрения позволяет утверждать, что такие дети испыты­вают серьёзные трудности в определении цвета, фор­мы, величины и пространственного расположения пред­метов, в овладении практическими навыками, в вы­полнении практических действий, в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве. По­этому так важна для детей с нарушениями зрения по­мощь специалистов, в первую очередь, тифлопедагога.

 

 

 

Учитель дефектолог   Боровикова И.Д.

свернуть

Использование белой трости в обучении слепых дошкольников пространственной ориентировке

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЕЛОЙ ТРОСТИ

В ОБУЧЕНИИ СЛЕПЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ

 

    Одной из наиболее актуальных проблем развития и воспитания дошкольников с тяжелой зрительной патологией (тотально слепые и слепые с остаточным зрением) и их социально-бытовой самостоятельности была и остается проблема обучения ориентировке и мобильности.

     Под ориентировкой в пространстве мы понимаем способность слепого ребенка определять свое местонахождение среди окружающих его предметов и объектов, направление выбранного движения и обнаружение предмета или объекта, к которому он направляется.

Специалистами в области дошкольного воспитания убедительно доказано, что эффективность овладения слепым с детства пространством связана с необходимостью раннего управления процессом обучения, что позволяет снять фобию (страх) пространства у слепых детей в сензитивный период их развития.

        Значение трости для слепого трудно переоценить. Она является универсальным средством для передвижения в пространстве. Трость имеет различное функциональное назначение. Можно выделить 5 (пять) основных функций трости:

 

  1. Щуп
  2. Буфер
  3. Генератор звука
  4. Сигнальная функция
  5. Опорная функция (для слабовидящих и частично-видящих с нарушениями опорно-двигательного аппарата)

 

Трости могут быть изготовлены из различных материалов (дерево, металл, стеклопластик, стекловолокно) и могут быть разными по длине (промышленность выпускает трости от 90 см до 1 м 30 см).

Складная трость наиболее удобна в обращении. Трость подбирается индивидуально в соответствии с ростом, особенностями незрячего, в зависимости от длины шага и высоты руки.

Подбор длины трости.

  1. Традиционным является подбор длины трости до середины грудной клетки, т.е. ручка вертикально поставленной трости должна находиться на уровне грудной клетки
  2. Предлагается следующий способ подбора трости в зависимости от длины шага и высоты руки:

Длина шага – это расстояние от пальцев одной ноги до пальцев другой ноги при ходьбе (предпочтительнее измерять длину шага от пальцев правой ноги до пальцев левой ноги). Это основание является основанием

прямоугольного треугольника, а высота руки будет высотой треугольника, которая определяется расстоянием от земли до руки на фронтальном плане тела. Гипотенузой треугольника является трость + часть предплечья.  На основании этих данных была выведена формула, с помощью которой можно легко определить длину трости. Длину шага можно измерить при хождении по мокрому песку и по таблице определить нужную длину трости.

Например:

Длина шага(см) = 37,5

Высота руки (см) = 100

Длина трости (см) = 95

 

Как правильно держать трость?

 

Незрячий берет ручку трости в обхват. Ручка должна быть вытянута наискось

вперед и вниз; кисть руки должна находиться на 30-40 см впереди тела, ладонь – повернута к полу, большой палец вытянут вдоль трости.

     Техника использования трости

Существует несколько приемов:

  1. Прием «касание» - предплечье руки, держащей трость, прижать к телу, кисть руки располагается на уровне пояса в сегетальной плоскости.

При каждом движении кисти наконечник трости слегка касается земли. При движении трость должна исследовать пространство перед ногой, которая будет совершать шаг. Трость должна находиться над землей на высоте 3-5 см.

  1. Прием «скольжение» - в замкнутом пространстве (в помещении)
  2. Прием «маятник» - в свободном пространстве.

При посадке за стол слепой держит трость вертикально чтобы не мешать другим, затем подходит вплотную к столу, ногой определяя его положение, одновременно свободной рукой находит край стола, соотнося его положение с положением стула, и садится.

    При посадке на скамейку слепой держит трость левой рукой, определяет край сидения ногой, фиксируя это положение рукой, находит спинку скамьи и садится.

Организация работы с тростью

Использование трости как важного вспомогательного средства в обучении слепых дошкольников ориентировке в пространстве впервые началось в начале 90-х годов. Даже слепые подростки и взрослые с большой неохотой берут трость в руки. Ложная стыдливость, а также нездоровый интерес окружающих людей к человеку с «белой тростью», становится непреодолимым препятствием для ее использования в ориентировке незрячих в свободном пространстве.

      Опыт работы зарубежных и отечественных Центров реабилитации инвалидов детства (по зрению) убедительно доказал, что преодоление негативного отношения к трости связано с необходимостью ее использования в сензитивный период развития ребенка с учетом особенностей его возрастного развития.

      Опыт работы показывает, что включение трости в процесс обучения ориентировке слепых детей предполагает формирование у них интереса к

«волшебной палочке», которая помогает ребенку расширить восприятие окружающего пространства, самостоятельно найти упавшую игрушку, обойти препятствие на пути и т.д.

       Взрослый, подбирая трость – «волшебную палочку» - по росту ребенка обыгрывает ситуацию. Трость органически включается в игру, связанную с передвижением ребенка вначале в знакомом затем и в незнакомом пространстве.

       В результате, к моменту поступления ребенка в специальную школу трость становится незаменимым вспомогательным средством восприятия незрячим человеком окружающего пространства.

 

Учитель-дефектолог                                                                              Кравченко Г.К.

 

 

свернуть