Консультации для родителей

"Взаимосвязь мелкой моторики и речи ребенка"

Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Конечно же, развитие мелкой моторики – это не единственный фактор, который способствует развитию речи. Если у ребёнка будет очень хорошо развита моторика, но с ребенком не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет недостаточно развита. Поэтому речь ребенка надо развивать в комплексе,  много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать книги ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети очень любят рассматривать. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Еще Сухомлинский В.А. писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, а сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из 5 чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире». Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребенка – это еще одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.

Речь.

Исследования М. Кольцовой показали, что существует взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. В раннем возрасте именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок.

В процессе интенсивного развития мелких мышц кисти, пальцев рук ребенка импульсы поступают в головной мозг, активизирую деятельность соответствующего участка коры головного мозга. Развитие этого центра стимулирует соседние участки, в том числе и речевой центр. Здесь происходит активизация еще незрелых клеток коры головного мозга, «отвечающих» за формирование речи ребенка.

Речь в свою очередь оказывает огромное влияние на развитие мышления. До тех пор, пока уровень речевого развития не будет соответствовать возрастной норме, процессы мышления будут замедлены. Только ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать.

Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.

Развитию мелкой моторики способствует:

- развитие навыков самообслуживания: одевание, застегивание пуговиц, шнурование ботинок, еда ложкой и вилкой, мытье рук с мылом и другое. Важно избегать гиперопеки и стараться учить малыша этим нехитрым ежедневным манипуляциям;

- отвинчивание крышек, шнуровка, нанизывание предметов на веревочку, наливание воды в чашку, листание страниц книги, разрывание бумаги на мелкие куски, развязывание узлов, перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно, вырезание ножницами (удобно для этих целей использовать безопасные ножницы для младенцев);

- конструирование, собирание пирамидок, матрешек, кубика Рубика и игрушек-вкладышей;

-детское творчество: лепка из пластилина (при этом участвуют все пальцы и требуется значительное усилие), раскрашивание цветными карандашами, штриховка, рисование пальчиковыми красками, аппликация, выкладывание мозаики, собирание пазлов, обводка предметов по трафаретам; - складывание из бумаги и салфеток различных форм и фигур. Для начала это могут быть простые треугольники и прямоугольники (необходимо сначала их разметить линиями), а затем все зависит только от вашей фантазии: кораблики, тюльпаны, самолетики и т.д. Работа с бумагой очень значима для ребенка. Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять ее;

-ежедневные домашние дела: лепка печенья из теста, очистка мандаринов, открывание замка ключом, игра с телефоном, помогать маме сматывать нитки в клубок, чистить обувь губкой, вытирать пыль, включать и выключать свет.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
  4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
  5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
  6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет "рассказывать руками" целые истории.
  7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Для развития мелкой моторики руки разработано много методов и приемов, используются различные стимулирующие материалы. Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. И поэтому мы используем следующие приемы:

Систематичность проведения игр и упражнений. Не стоит ожидать немедленных результатов, так как навык развивается многократным его повторением;

Последовательность - (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне, поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;

Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое так же может привести к негативизму.

 

19.02.2024

Компьютер и ребенок.

Еще совсем недавно такая техника как компьютер была роскошью, а уже сегодня она есть почти в каждом доме. И пользуются компьютером не только взрослые, но и дети. Конечно, польза компьютера неоспорима: интерактивные доски, программы для творчества и обучения, а также интернет, увеличивают образовательные возможности ребенка и уровень его познания.

Но влияние компьютера на ребенка может быть и отрицательным. Вот об этом мы поговорим более подробно.

  • Длительное сидение за компьютером приводит в напряжение тело и детскую психику.
  • Работа за компьютером приводит к ухудшению зрению и гиподинамии.
  • Вредное влияние компьютера на ребенка проявляется и в электромагнитном облучении организма. Большие дозы, которые могут накапливаться в течение нескольких лет, в конечном результате может вызвать серьезные последствия.

Рассмотрим самые распространенные негативные последствия такого влияния компьютера на ребенка.

 

Утомляемость. Когда ребенок несколько часов подряд сидит за компьютером, он очень быстро переутомляется. Причиной тому является нервно-эмоциональное напряжение, требующее от ребенка постоянной концентрации внимании и быстрого реагирования на то или иное действие. Американские ученые пришли к выводу, что уже на 14-й минуте работы за компьютером ребенок становится беспокойным и рассеянным, а спустя 20 минут влияние компьютера на ребенка проявляется в подавлении деятельности центральной нервной системы.

Компьютерная зависимость. Детские психиатры уже давно бьют тревогу, ведь компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков мозга, отвечающих за удовольствие. В итоге ребенку хочется получать удовлетворение как можно дольше, а это уже настоящая зависимость, сравнить которую можно даже с наркотиками. Дети, играющие в компьютерные игры, более агрессивны и неспособны контролировать свои эмоции.

 Нарушение детского кругозора. Наша жизнь постоянно подбрасывает различные ситуации, выход из которых может быть самым разным. Мы думаем и подбираем то, что посчитаем нужным. В играх все наоборот. Их сюжет чаще всего линейный, подразумевающий использование только одного, в крайнем случае, двух-трех способов. В итоге детский кругозор существенно сужается, фантазировать и воображать что-либо вообще нет смысла. Такое влияние компьютера на ребенка приводит к серьезному нарушению психики. Ребенок, постоянно щелкая кнопки мыши, не может пережить те эмоции, которые можно испытать при игре с машинками, конструктором, кубиками и т.д.

Очень сильно страдает мелкая моторика рук, ведь щелканье мыши и кнопок клавиатуры не может этому поспособствовать.

Воплощение игры в реальность. Компьютерные игры наносят большой вред детскому восприятию. Дело в том, что дети очень любят переносит в жизнь то, что видят по телевизору или в компьютере.

То, что видит ребенок, будет преследовать всю его жизнь. Во избежание такого негативного влияния компьютера на ребенка советует родителям обращать внимание на то, во что играет их чадо.

Неправильное восприятие мира Негативное влияние компьютера на ребенка проявляется в неправильном восприятии картины мира. Длительное время нахождения за компьютером приводит к тому, что ребенок начинает смотреть на все реальное как на нечто агрессивное и жестокое, а некоторые дети вообще перестают эту реальность замечать.

Последствия негативного влияния компьютера на ребенка проявляется и в общении с другими людьми. Если раньше ребенок, который имел определенные трудности в общении с другими людьми, мог как-то изменить себя и предпринять какие-либо шаги для сближения, то сегодня ситуация совсем другая. Чтобы забыть обо всех своих проблемах, можно просто с головой уйти в компьютер, найти себе друзей в интернете и спокойно с ними общаться на условиях анонимности. Нет необходимости подстраиваться под окружающих людей, можно вести себя так, как хочется. Дети понимают, что их не узнают и не осудят строгим взором за нехорошее поведение.

Влияние компьютера на ребенка лишает его настоящего детства.

Ученые провели исследования, в результате которых доказано, что дети, которые проводят за компьютером очень много времени, не могут грамотно писать и разговаривать.  Современные технологии ведут к росту безграмотности среди школьников — дисграфии (человек не может грамотно писать) и дислексии (человек не может грамотно говорить и писать). И если ранее эти отклонения считались только психическими, то теперь они носят социальный характер.

Уменьшение живого общения между детьми  продолжается, и как следствие неграмотность  растет!

Данные подтверждаются статистикой. Дети 4-6 лет, которые большей частью находятся дома и проводят время перед телевизором, владеют навыками речи на очень низком уровне. Некоторые родители удивляются, почему так происходит, ведь ребенок получает обилие разнообразной информации. Специалисты называют причину отставания ребенка в развитии речи – отсутствие практики.

 

Воспитатель дошкольного образования Прохоренко Е.В.

08.02.2024

 

Игрушка в жизни ребенка.

Давайте вспомним наше детство. Что происходит сразу? Конечно, тёплые мамины руки, и любимый плюшевый мишка (кукла, зайчик и т. д. - у каждого своё). Именно с игрушками у большинства людей ассоциируется детство. Но, кроме личной ценности для каждого из нас, игрушка обладает общечеловеческой ценностью, так как представляет собой творение не менее грандиозное, чем компьютер. Кроме того, нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и весёлого одновременно. Поэтому относиться к выбору игрушек, по крайней мере, взрослым нужно очень серьёзно. Итак, начнём с самых маленьких.

В возрасте от 1-го года до 3-х лет у ребенка появляется возможность самостоятельно передвигаться. Но радость малышу - проблемы родителю! Чтобы ваши любимые вазы, сервизы и книги и дальше продолжали служить вам, уберите их с глаз ребёнка, не провоцируйте его на «подвиги». В этот период уже можно купить ребёнку меховую игрушку, с которой он будет замечательно засыпать. А большая коробка и ваша помощь помогут малышу запомнить, что игрушки надо убирать.

К 3-м годам малыш начинает усваивать функциональное назначение предметов. А где, как не в игре, он может наиболее чутко усвоить, что на стуле сидят, а едят с тарелки? Поэтому необходимо расширять набор детских игрушек посудой и мебелью. Она должна по размеру приближаться к детской, но быть более лёгкой. Ребёнок стремиться жить взрослой жизнью, так помогите ему. Игрушечное отображение реальной жизни позволит ребёнку легко освоиться далее в коллективе сверстников и полноценно развиваться как эмоционально, так и интеллектуально. К 3-м годам игрушки, живущие у ребёнка, должны увеличиваться в размерах: большая кукла, большая машина, большой игрушечный зверь. В набор игрушек необходимо включать и всевозможные пирамидки, конструкторы. Эти игрушки сами подсказывают ребёнку, как с ними действовать. Например, пирамидка с конусообразным стержнем не позволит ребёнку хаотично нанизать колечки, он должен будет понять принцип сбора пирамидки. Или всем нам известные матрёшки. Если хотя бы одну из них ребёнок поместит неправильно - матрёшки не будут неразлучными сёстрами. Также в этот период нужно вводить в жизнь ребёнка различные настольно-печатные игры.

К 4-5-ти годам живейший интерес у ребёнка начинают вызывать всевозможные наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребёнок начинает придумывать с ними различные варианты игр. Вообще, в этом возрасте ребёнку начинают быть доступными все виды игрушек: и кукла, и строительный материал, и головоломки, и атрибуты профессиональной деятельности, и различные технические игрушки. Игровые предпочтения начинают делиться по половому признаку: мальчики выбирают машинки и оружие, а девочки кукол и всё, что с ними связано. Но и у тех, и у других продолжает развиваться интерес к различным видам мозаики и лото. К 6-ти годам у ребёнка просыпается интерес к моделированию, конструированию, т. е. к тем играм, которые позволяют ему что-нибудь смастерить своими руками.

Все вышеперечисленные игрушки можно отнести к так называемым «готовым формам», т. е. эти игрушки изготовлены фабричным способом и в них уже заложено функциональное назначение. Но существует ещё одна, не менее важная группа - предметы-заместители. Она включает в себя, с точки зрения взрослого, совершенно ненужные вещи, а точнее - мусор, но для ребёнка это наиценнейший материал для развития фантазии и творчества. Это всевозможные лоскутки, тряпочки, коробочки, обрубки дощечек или палочек, кружочки, обломки чего-нибудь и т. д.

Введение этих предметов целесообразно с 2-3-х лет, так как именно в этот период происходит развитие активной речи, а предметы-заместители ставят малыша перед необходимостью называния их реально существующим и принятым по отношению к тому или иному предмету словом. Кроме того, они способствуют расширению жизненного пространства за счёт введения воображаемой ситуации (это замечательное «как будто»!). Вы скажите: «Всё это хорошо, но каждая из перечисленных игрушек стоит денег и не каждая семья может их позволить!» Да, это, несомненно, так. Но важно запомнить правило: Игрушки надо выбирать, а не собирать! Естественно, вы не сможете не купить своему ребёнку какие-то игрушки. Но при желании все игрушки можно сделать своими руками и выглядеть для ребёнка они будут не менее красивыми и ценными, чем купленные в магазине. Включайте свою фантазию - и у вас всё получится. Во-первых, папа из обрезков дерева может изготовить великолепную кукольную мебель, смастерить машинку, во-вторых, мама может пошить из остатков пряжи или ткани великолепную куклу и одежду для неё, в-третьих, лото и головоломки можно вырезать самим из газет и журналов. С одной стороны, это экономия бюджета, а с другой - хорошая возможность сплочения семьи. Хотелось бы остановиться ещё на одном моменте - выборе игрушек.

Если вы хотите купить своему ребёнку новую игрушку, руководствуйтесь 4-мя правилами Игрушка должна быть:

  1. Безопасной (просмотрите качество изготовления, материал из которого она сделана)
  2. Эстетичной на вид
  3. Соответствовать возрасту
  4. Многофункциональной (чем больше действий ребёнок сможет выполнить с игрушкой, тем лучше; естественно это не касается погремушек для малышей)

         В заключении необходимо напомнить вам, дорогие родители, что никакая, даже самая лучшая игрушка, не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой!

                                                           Воспитатель дошкольного образования Прохоренко Е. В

15.01.2024

Консультация для родителей на тему

«Правила безопасности при общении с животными»

 

С самого раннего детства мы воспитываем в детях доброе и чуткое отношение к животным. Многие семьи имеют домашних питомцев.

И, несмотря на то, что обычно кошки, собаки дружелюбны и послушны, весело играют с детьми, необходимо помнить и внушить ребенку, что следует быть осторожными с домашними животными, не раздражать их, опасаться агрессивных действий с их стороны, и главное – заботиться и ухаживать за ними. 

Родители должны понимать всю ответственность за содержание домашнего животного и проводить с детьми соответствующую работу, направленную на сохранение жизни и здоровья ребенка, правильному отношению с животными.

Расскажите ребенку о том, что человек, который заводит у себя дома животное, очень любит его, знает, как с ним надо обращаться и чем кормить.

Если собака, кошка или другое - животное заболело, его везут на лечение в ветеринарную клинику.

Нельзя брать на руки, гладить чужих или бездомных животных

Животные могут быть агрессивны или больны.

Бездомных животных можно и нужно кормить, но гладить и играть с ними опасно. Нельзя дразнить и мучить животных!

Запомни: все животные агрессивны во время еды или когда рядом с ними находятся их детеныши.

Правила безопасного общения с собаками:

  • Никогда не показывай собаке, что ты ее боишься.
  • Не убегай от собаки: она может принять тебя за дичь и начать охотиться.
  • Не замахивайся палкой на собаку – это ее не испугает, а разозлит.
  • Не трогай собаку, когда она ест или спит.
  • Не трогай щенков.
  • Не отбирай предмет, с которым играет собака.
  • Если тебя укусила собака, нужно немедленно сообщить родителям

 и обратиться к врачу.

Когда ребенок попадает в сельскую местность или на дачу, он может встретится с домашними животными, которые живут в хозяйстве

у человека, а которых он заботится и они приносят пользу. Обязательно внушите ребенку следующие правила.

Правила безопасного поведения при встрече с домашними животными:

  • Не подходи близко к чужим коровам, быкам, козам и другим животным.
  • Не дразни животных.
  • Рядом с лошадью веди себя спокойно: шум, крик, беготня беспокоят лошадей.
  • Обходить лошадь можно только спереди.
  • Не подходи к лошади сзади: испугавшись, она может ударить задними ногами.
  • Не пытайся погладить или угостить чем-нибудь лошадь через решетку: лошадь может сломать тебе

руку или даже откусить палец.

  • Домашние животныеникому не причиняют намеренного вреда, они нападают на человека от испуга, защищаясь от его неправильногоповедения или агрессивных действий по отношению

 к ним.

  • После общения с животнымиобязательно вымой руки с мылом.

В отличие от знакомства с домашними животными о диких животных ребёнок узнает из рассказов взрослых, сказок, рассказов, кинофильмов, экскурсий в зоопарк. Но не исключены случаи неожиданной встречи с диким животным, например в лесу. Поэтому, знакомя дошкольника с животным миром, необходимо рассказывать о повадках диких животных и мерах предосторожности, которые нужно соблюдать при встрече с ними.

Правила безопасного поведения при встрече с дикими животными:

  • Отправляясь в лес, надевай высокую прочную обувь.
  • Змея не нападает на человека. Напротив, при встрече с ним она старается уступить дорогу. Но в лесу в густой траве человек нечаянно может наступить на змею, и она, защищаясь, кусает. Будь внимательным – змеи иногда заползают и на дачные участки.
  • При встрече с хищником главное – не пугаться, не убегать, не поворачиваться к нему спиной, а просто дать ему возможность уйти. Дикие животные медведи, волки, кабаны, лисицы –

предпочитают не сталкиваться с человеком. Только если они ранены или защищают своих детенышей, то могут напасть.

  • Звери боятся огня. Их может отогнать зажженная ветка, а еще громкий голос, стук палкой по дереву или по металлическому предмету.

И самое главное не допустить, что бы ребенок остался в незнакомой местности без присмотра взрослого.

 

Уважаемые родители, берегите своих детей!

 

 

                                                                                                               Воспитатель Чижук Е. И.

 

14.12.2023

«Железные правила безопасности для детей, которым должны обучить родители»

 

Как вести себя в опасных ситуациях? Как не попасться на уловки незнакомцев? Эти и другие правила родители должны «разложить» по полочкам, научив им своих детей.

 

Железные правила безопасности для детей – первое, чему следует обучить родителям.

 

Главной ошибкой родителей является запугивание ребенка разговорами с незнакомцами. Детей нужно учить выстраивать границы и общаться с окружающими так, чтобы себя обезопасить.

 

Как научить основам безопасности

В процессе разговора с детьми родители должны донести причину важности правил безопасности. Нельзя пугать ребенка похищением, смертью и болью. Если ребенок отказывается выполнять железные правила безопасности детей, ему нужно разъяснить, что подобное поведение может иметь крайне неприятные последствия.

 

Необходимо объяснить ребенку, что, когда кто-то хочет его поцеловать и ласкать, он должен уметь говорить «нет».

Никто не имеет права принуждать ребенка к тому, что он делать не хочет. Нельзя трогать их без разрешения.

Дети могут и должны отказывать людям, пытающимся причинять им вред.

Учитывая, что хулиганы часто задирают подростков, учите детей звать на помощь. Часто угроза позвать взрослых отпугивает хулиганов. При реальной опасности здоровью дети могут вступить в драку, защищая свой телефон, велосипед, рюкзак и т.д. Нужно объяснить ребенку, что вещи – не главное. На первое место нужно ставить свое здоровье.

Независимо от ситуации ребенок должен не бояться рассказывать родителям о произошедшем. Страшась реакции мамы и папы, дети часто замалчивают важные подробности, а этого делать нельзя.

Дети должны доверять взрослым и обращаться за помощью. Если на просьбу о помощи родитель просто крикнет: «Я же тебя предупреждал! Я же тебе говорил!», ни к чему хорошему это не приведет. В другой раз ребенок просто ничего не расскажет, особенно если это будет касаться сексуальных нападений на улице.

Необходимо объяснить ребенку, что, когда кто-то хочет его поцеловать и ласкать, он должен уметь говорить «нет».

Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице! Воспитанные взрослые никогда не подходят к ребенку на улице, если только тот не плачет. Что сделать родителям для безопасности детей

Научить ребенка правильно действовать в различных ситуациях сможет родитель, который сам не теряется в этом вопросе. Дети должны уметь различать понятия «чужие» и «свои», чтобы разграничивать круг общения.

Также им следует объяснить, что взрослые никогда не должны обращаться за помощью к детям, чтобы решить свои проблемы. Потому на улице на такие просьбы можно не реагировать вообще.

Детям рекомендуется продемонстрировать примеры правильного поведения в мультфильмах, кино и книгах.

 

Дети 3–6 лет. Советы родителям

Разговаривайте с детьми нечасто и недолго. Учите их рассуждать. Больше спрашивайте, как бы он поступил в разных случаях.

Вместе определите круг доверия, объясните – кому стоит доверять, а кого – опасаться.

Выучите вместе с ним телефоны родителей.

Придумайте с детьми пароль на самый крайний – крайний случай. Если вдруг что-то случится, и вы захотите передать какую-то информацию ребенку через другого взрослого, назовите слово-пароль.

 

Правила безопасности, с которыми должны быть знакомы родители

Для обеспечения безопасности ребенку родители должны знать некоторые правила.

 

Перед походом в людное место рекомендуется фотографировать ребенка. Это поможет, если вдруг ребенок потеряется. Так родители смогут объяснить, в чем был одет и как выглядел ребенок.

Если ребенок возвращается домой поздно, нужно его встречать, если он об этом попросил.

Время ухода/прихода домой нужно контролировать. Если ребенок задерживается, следует, не стеснясь, звонить учителям, друзьям.

Договоритесь с классным руководителем, чтобы он вас предупреждал, если ребенок не появился на занятиях;

Стоит воспользоваться услугой геопозиции для отслеживания местонахождения детей.

Не следует ругать и не бить ребенка, который появился дома после того, как потерялся. Иначе он будет в следующий раз бояться появиться к вам на глаза.

 

Безопасность дома

Бывают ситуации, когда приходится ребенка оставлять дома одного. Каким бы безопасным ни был дом, ребенка следует ознакомить с железными правилами безопасности детей в отношении использования:

 

спичек;

ножниц и столовых приборов;

розеток;

плиты;

средств для уборки;

электроприборов.

Родители должны правильно объяснить не только правила поведения дома, но и безопасного применения бытовых приборов. Дети должны знать, что мокрыми руками нельзя трогать электроприборы, воду нужно всегда выключать и т.д.

 

Необходимо правильно подготовить ребенка к пребыванию дома в одиночестве:

 

первый раз оставить ребенка нужно на короткое время, например, чтобы сбегать в магазин;

можно придумать ребенку занятие на время отсутствия родителей;

опасные растения убрать в зону недоступности;

на все розетки поставить заглушки;

окна дополнить предохранителями или детскими замками;

острые углы мебели закрыть мягкими предохранителями;

убрать подальше лекарства, сигареты и спиртное.

Дети должны понимать, что открывать двери незнакомцам нельзя, и говорить об отсутствии взрослых тоже. Если с соседями хорошие отношения, их стоит предупредить, что ребенок остается дома один.

 

Эти несложные правила безопасности следует объяснить детям. Часто, приучая детей хорошим манерам, обучая их буквам, цифрам, мы забываем о самом важном – ценности человеческой жизни!

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                               Воспитатель  Чижук Е.И.

27.11.2023

Консультация для родителей

 «Роль семьи в воспитании

патриотических чувств у дошкольников»

   Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых, высоконравственных детей.

Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего  мира может стать основой формирования патриотизма.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье.

В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности).

Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

 

                                      Рекомендации для родителей.

- Побеседуйте с ребенком о вашей семье; дайте характеристику каждого члена семьи в отдельности, покажите заботливое уважительное отношение между всеми членами семьи. Рассмотрите семейные фотографии; вместе с ребенком составьте «Генеалогическое дерево». С самых ранних лет необходимо научить малыша уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение. Ведь семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей – начальное звено соборного воспитания.

- Знакомьте ребенка с «малой родиной» - близлежащей улицей, микрорайоном, родным городом, его знаменитыми жителями, достопримечательностями, символами. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему игру «Кто больше заметит интересного?», «Что нового появилось на  нашей улице?», «Как горожане украшают свой район к празднику?». Помогите ребенку увидеть то, что в воспитательном отношении наиболее важно: труд людей, преобразование облика города, района. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось на прогулке.

- В выходные дни организуйте с детьми целевые прогулки, экскурсии к памятным местам, мемориалам, Доске почета; обязательно посмотрите военный парад и праздничный салют. Ребенка к предстоящей экскурсии следует соответственно подготовить, продумать, что и как рассказать о том или ином объекте, напомнить и своим примером показать, что мальчикам необходимо снимать головные уборы у обелисков; дать возможность возложить к памятникам цветы.

- Необходимо показать детям хранящиеся дома ордена, медали, фотографии военных лет. Ребенок должен гордиться тем, что в их семье близкий ему человек был участником Великой исторической битвы, благодаря которой страна отстояла свою независимость, дала ему, маленькому гражданину, право на счастливое детство. В День Победы желательно пойти с ребенком на площадь, где встречаются ветераны, понаблюдать за встречей. Обратить внимание на радостные лица ветеранов, их светлые слезы, послушать, как они вспоминают дни войны. Подарите кому-нибудь из ветеранов цветы, поговорите с ним, дайте возможность и ребенку задать вопрос. Хорошо, если ребенок в семье услышит песни военных лет.

- Приобщайте ребенка к истокам белорусской народной культуры. Знакомьте с художественной литературой по фольклору – сказками, былинами, преданиями; посетите выставки народного декоративно-прикладного искусства. Вместе с ребенком попробуйте смастерить куклу или  расписать игрушку. Изготовление подобных поделок воспитывает терпение, сообразительность, развивает творческое мышление, умение видеть возможности творческого преобразования предметов. Это превосходная школа как патриотического, так и эстетического воспитания.

- Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу стране, людям приносит ваш труд. Если это возможно, покажите конкретные результаты труда. Расскажите, что вам нравится в вашей работе, каких нравственных качеств она требует: ответственности, внимания, умения контактировать с другими людьми и др.; что было бы, если бы вы работали плохо.

- Внимательно относитесь к вопросам детей, показывайте и объясняйте события и факты, поощряйте любознательность, развивайте способность наблюдать и анализировать явления. Читайте малышам хорошие умные книги, посещайте библиотеки, выставки, музеи, участвуйте в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах. Будьте сами активны и неравнодушны! И результаты не заставят себя долго ждать.

 

 

Воспитатель: Нестеренко Г.Г.

10.11.2023

Консультация для родителей

«Музыка лечит»

Музыка лечит, музыка успокаивает, музыка поднимает настроение...

В прошлом веке было доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма с помощью электромагнитных волн.

Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение. Уже доказано, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит. Раздражающая музыка дает противоположный эффект.

Музыка может умиротворять, расслаблять и активизировать, облегчать печаль и вселять веселье, может усыплять и вызывать приток энергии, а то и будоражить, создавать напряжение, развязывать агрессивность. Излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Современные ритмы подавляют нервную систему, увеличивают содержание адреналина в крови, чем могут вызвать стресс.

     Необходимо знать  некоторые подробности при прослушивании музыки с детьми:

- Нельзя давать детям слушать музыку через наушники, т.к. это может испортить слух, уши у ребенка воспринимают только рассеянный звук.

- Музыку следует слушать не громко, а примерно как разговариваете, это самое оптимальное прослушивание.

- При прослушивании музыки работа сердца и дыхания подстраивается под ритм музыки, поэтому Вы должны понимать, какую музыку и какого ритма стоит включать ребенку, а какую нет.

 Помните!  Тяжелая музыка отрицательно влияет на детскую психику, некоторые исследователи утверждают, что она как бы "зомбирует" ребенка. Низкочастотная музыка вызывает ухудшение самочувствия и апатию.

Музыкальная терапия противопоказана:

 -детям с предрасположенностью к судорогам;

 -детям с серьезным состоянием здоровья, которое сопровождается отравлением организма; 

-детям, страдающим от отита; 

-детям, у кого резко повышает внутричерепное давление.

Музыка — вещь объективная. Мы не можем изменить саму мелодию, но у нас есть выбор — слушать то, что нам приятно, а значит, благотворно воздействует на наш организм.

Полезно не только слушать музыку, но еще полезнее петь самим, так как во время пения звуковые частоты активизируют развитие ребенка, влияя на его головной мозг. Если у вас плохое настроение или вы испытываете напряженность – пойте, даже если вы никогда не учились пению. Одно дело слушать музыку, но совсем другое – петь самим, это гораздо полезнее. Вибрация голоса очень важна для хорошего самочувствия. Воспроизведение некоторых гласных заставляет вибрировать гланды, железы и помогает очищать организм от шлаков. Пение помогает избавляться от стрессов, улучшает кровоснабжение. Пение ведет к активизации деятельности головного мозга: он начинает работать интенсивнее, улучшается память, легче воспринимается любая информация. А ещё при помощи пения можно привести в порядок легкие, улучшить кровообращение и цвет лица, исправить осанку.

Слушайте хорошую и полезную музыку, если у вас плохое настроение. Вы часто болеете, испытываете усталость и напряженность – совет один – пойте! Будьте здоровы, и чтобы Ваши детишки росли умными и здоровыми. 

 

Рекомендованный музыкальный материал для прослушивания

В качестве примеров положительного влияния музыки при определённых состояниях  человека можно привести следующие произведения: 

«Аве Мария»  Ф.Шуберта,  «Колыбельная» И.Брамса, - при  сильном нервном   раздражении. 

 «Мелодия»  В. Глюка,  «Мечты» Р.Шумана– действуют успокоительно, улучшают сон.

«Весенняя песня» Ф.Мендельсона,  «Юмореска» А.Дворжака,  «Венгерская рапсодия» Ф.Листа– при головной боли. 

«Свадебный марш» Ф.Мендельсона– нормализует сердечную деятельность и кровяное давление. 

Для общего успокоения – Бетховен «Симфония № 6», Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве-Мария» .

Для уменьшения злобности – Бах «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония» .

Для повышения внимания, сосредоточенности – Дебюсси «Лунный свет», Мендельсон «Симфония № 5», Чайковский «Времена года» 

Для ритмичного дыхания, повышения аппетита – маршевые мелодии, вальсы Чайковского, Моцарт, Шуберт, Вивальди. 

Для улучшения самочувствия, настроения – Бетховен «Увертюра Эгмонт»,  Чайковский «Шестая симфония» 3-я часть, Гендель «Менуэт», Бизе «Кармен» 3-я часть .

Для крепкого сна – Шуман «Грезы», Сибелиус «Грустный вальс», Глюк «Мелодия» .

Для стимуляции творческой деятельности – Дунаевский «Цирк», Лея «История любви», Равель «Болеро», Хачатурян «Танец с саблями» .

Для расслабления организма, восстановления сил - Бетховен «Лунная соната», Равель «Караван», Лей «Мужчина и женщина» .

 

Музыкальный руководитель

Шурхаева Ю.Г.

 

 

06.04.2023

Кансультацыя для бацькоў "Шануйце родную мову"

 

   Беларуская мова вельмі старажытная. Яна жыве ўжо шмат стагоддзяў. Нашы продкі тонка адчувалі слова, умелі зазірнуць у яго глыбіні. Колькі цікавых прыказак, прымавак, казак, легенд і паданняў пакінулі яны нам. У мове захавана гісторыя нашага народа, сіла і краса народнага мастацкага слова. Бадай, няма ніводнага беларускага пісьменніка, які б не выказаў сваей замілаванасці роднай мовай, не склаў бы ўзнёслых, прачулых радкоў, напоўненых патрыятычнымі пачуццямі і высокімі думамі пра сваю Бацькаўшчыну і народ. Можна прыгадаць вершы У. Караткевіча «Бацькаўшчына», Р. Барадуліна «Ад сівых гадоў...», П. Броўкі «Беларусь». Усе гэтыя творы заклікаюць любіць свой родны край, шанаваць сваю родную мову. Трэба любіць і шанаваць сваю родную мову, бо калі знікне мова — знікне і сам народ.

 

Мова — гэта тое, без чаго не можа жыць ніводны чалавек.

Мы павінны абараняць нашу мову, не саромецца яе, паважаць яе самі, а таксама прывіць любоў і павагу да яе нашым дзецям. “Трапяткая і сіняя, як васілёк, і гарачая, як прамень” — так назваў родную мову наш таленавіты пісьменнік і паэт, непераўзыдзены рамантык Уладзімір Караткевіч. І хочацца верыць, што наша родная мова заўседы застанецца любiмай, паважанай i ўвогуле, самай лепшай.

Яшчэ ў далёкай старажытнасці людзі здабывалі агонь, прыручалі жывёл, навучыліся апрацоўваць зямлю, вырошчваць ураджай, будаваць масты, вадзіць па вадзе караблі… Буйнейшымі заваёвамі чалавечага розуму ў пазнейшыя часы сталі паравая машына, электрычнасць, радыё, самалёты. А яшчэ пазней вялікім цудам з’явіліся штучныя спадарожнікі Зямлі, касмічныя караблі і выхад чалавека ў космас…Але ўсё гэта стала магчымым, бадай таму, што ў людзей даўным-даўно з’явілася мова. Менавіта яна вывела чалавека ў свет розуму.

 

Мова... Наша родная мова... Колькі мілагучнасці, таемнасці ў гэтым слове. Залатыя лісцікі на дрэвах, кожная птушка, кожная кветка і, канешне, чалавек — усе маюць сваю мову. «Самы найвялікшы і бясспрэчны закон жыцця — гэта людская мова, праз якую чалавек стаў вышэй за ўсіх істот пад сонцам», — пісаў знакаміты Янка Купала. Сапраўды, чалавечую мову нельга параўнаць з мовай птушак, жывёл, раслін. Яна з'яўляецца больш прыгожай, мілагучнай, дзякуючы ей людзі размаўляюць, вучацца, дасягаюць сваей мэты. Роднае слова з’яўляецца адным з самых вялікіх здабыткаў кожнага народа. Яго з пашанай называюць люстэркам культуры і формай яе існавання. Родная мова з’яўляецца формай існавання і захавання народных традыцый, звычаяў, духоўных скарбаў, спосабам і сродкам развіцця нацыянальнай культуры.

Але нашу родную мову трэба аберагаць, трэба не саромецца яе. Памятаеце, як у далёкія часы пакутавалі людзі, якім трэба было адрачыся ад роднай мовы, ад радзімы. Цяпер мы павінны адстойваць свае нацыянальныя інтарэсы.

 Мова — гэта душа народа. Нагадаем словы народнага песняра Янкі Купалы: “Гэта душа душы беларуса — мова зраслася з ім, як зрастаецца са сваім коранем дрэва. Падкапайце яго, абсячыце дазвання яго корань — дрэва засохне, перастане жыць”. Купала сцвярджаў, што вырачыся роднага слова — тое ж самае, як вырачыся роднай маці. І ачуняць, глянуць па-арлінаму смела, на думку песняра, мы зможам толькі тады, калі пад кожнай страхой, кожным дахам зойме пачэснае месца наша родная беларуская кніжка.

На вялікі жаль, мы рэдка задумваемся пра свае карані. А, магчыма, каб задумваліся, былі б болей памятлівымі, болей абачнымі і адказнымі, з большай цеплынёй ставіліся да людзей, што пакінулі нам вялікую спадчыну — нашу мову.

 

РОДИТЕЛЯМ на заметку: «Береги здоровье смолоду»
«Береги здоровье смолоду» - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья детей с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения. Действительно, невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском
саду без весёлых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр
и увлекательных аттракционов.
Одни развивают сообразительность, другие-смекалку, третьи – воображение и творчество, но объединяет их общее – воспитание у ребёнка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребёнок познаёт мир, учится любить его и целенаправленно
действовать в нем, совершенствует опыт организации игр, поскольку игра для ребёнка – это не
просто воспоминание о каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребёнка.
Практика работы дошкольных учреждений убеждает, что для результативной деятельности с детьми необходима хорошо продуманная система подготовки воспитателей, тесный контакт с
медицинским персоналом и семьёй.
Большинство людей на земном шаре понимают роль спорта в жизни семьи и общества, но сами порой почему-то остаются в стороне. Одни ссылаются на то, что нет времени; другие жалуются на то, что не хватает терпения. В семье родители часто не задумываются над тем, что дети берут пример в первую очередь с горячо любимых ими людей. Семья во многом определяет отношение ребёнка к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствует эмоционально близкое общение детей и родителей в различных ситуациях и естественно возникающая их совместная деятельность: обсуждение успехов спортивной жизни страны, просмотр телепередач, спортивные совместные праздники, досуг, развлечения, соревнования и аттракционы в дошкольных учреждениях и дворовых площадках.
Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному примеру отца, матери, укладу жизни семьи.
Если ребёнок не делает зарядку, значит, его не приучили к этому, и гимнастика не стала для него потребностью. Но никогда не поздно приобщить ребёнка к спорту. Для этого нужно единственное – личный пример.
Если меры по укреплению здоровья ребёнка, проводимые детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и играми в домашних условиях, с учётом индивидуальности ребёнка, с использованием разнообразных игр и упражнений, у детей развиваются определенные положительные склонности и интересы.
Жизнь дается нам с одним непременным условием – каждый день защищать её. Защищать ради великолепного счастья – жить на земле. Не надо стремиться к формальному долголетию – главное в том, чтобы сохранить бодрость, энергию, способность к деятельности.
 
 
Воспитатель Чижук Е.И.