Консультация "Особенности социально- коммуникативного развития у детей с нарушением зрения».
К старшему дошкольному возрасту ребенок должен овладеть определенными социально-коммуникативными навыками такими как сотрудничество, умению слушать и слышать, умению воспринимать и понимать информацию, умение говорить, последовательно излагать свои мысли, общаться со взрослыми и сверстниками.
Недостаточность зрения, как биологическое неблагополучие, предопределяет процесс взаимодействия с социальной средой. Если же среда, окружающая ребенка с нарушением зрения не организовывается сообразно его возможностям, то у ребенка возникают трудности общения с окружающим миром и людьми, которые его окружают.
Для того, чтобы дети научились свободно общаться друг с другом и взрослыми, необходимо направлять их совместные действия на организацию ситуативных общений, широко использовать игровые приемы.
Одним из ведущих видов деятельности у детей старшего дошкольного возраста является игра. В процессе игры дети закрепляют навыки социального поведения, формируются морально-нравственные качества: отзывчивость, терпимость, желание прийти на помощь, ребёнок учится самостоятельно решать возникающие в ходе игры конфликтные ситуации.
«Слушаем звуки природы»
Цель: учить слушать и получать информацию об окружающем пространстве при помощи слуха
Ход игры: Ребёнку, вместе со взрослым, на прогулке в парке (на даче, детской площадке, в лесу и т.д), предлагается закрыть глаза и послушать звуки природы, которые он услышал, а потом по очереди перечислять, то что они услышали. Выигрывает тот, кто назовет большее количество звуков.
«Я артист»
Цель: научиться общаться на вербальном и невербальном уровне, учить передавать и определять в движении эмоциональное состояние людей и животных
Ход игры: Ребенку и взрослый по очереди изображают как ходит лиса, как поливают цветы, как ребенок грустит, как взрослый устал и т.д.
«Мама и папа собираются на работу»
Цель: развитие вербального и не вербального общения, проявление интереса и внимания к окружающим, близким людям
Ход игры: ребенок изображает как его родители собираются на работу, а взрослые должны понять, кого изображает ребенок.
«В гостях у повара»
Цель: учить по запаху с закрытыми глазами определять продукты питания на кухне.
Ход игры: Ребенок с закрытыми глазами определяет по запаху продукты, которые предлагает взрослый это могут быть овощи, фрукты, специи сыр и т.д.
Организуя с дошкольниками ситуации поискового характера родителям
необходимо выбирать такие ситуации, в результате которых ребенок получает наиболее эмоциональный отклик. Например: «Порадуй, заболевшего друга».
Ребенку предлагается нарисовать рисунок, сделать поделку своими руками. «Как помочь бездомному щенку?» Можно вместе со взрослым покормить щенка, написать объявление, чтобы помочь щенку обрести дом. «Помоги бабушке в уборке по дому».
Мама или папа предлагают помочь бабушке навести порядок дома. Ребенок должен сам выбрать любое посильное для него занятие (подмести пол, вынести мусор, полить цветы и т. д).
Организуя такие ситуации родителям необходимо действовать по определенному алгоритму
1.Заинтересовать детей проблемой, эмоционально ее представить, найти пути и способы решения проблемы. Можно задавать ребенку наводящие вопросы: Что случилось? Почему такая проблема возникла?
необходимо выбирать такие ситуации, в результате которых ребенок получает наиболее эмоциональный отклик. Например: «Порадуй, заболевшего друга». Ребенку предлагается нарисовать рисунок, сделать поделку своими руками. «Как помочь бездомному щенку?» Можно вместе со взрослым покормить щенка, написать объявление, чтобы помочь щенку обрести дом. «Помоги бабушке в уборке по дому». Мама или папа предлагают помочь бабушке навести порядок дома. Ребенок должен сам выбрать любое посильное для него занятие (подмести пол, вынести мусор, полить цветы и т. д) Организуя такие ситуации родителям необходимо действовать по определенному алгоритму 2.Вызвать активное желание сопереживать участника проблемных ситуаций, представляя себя на их месте. Какие чувства испытывает человек? Какое у него настроение? Случались ли у тебя такие жизненные ситуации? 3.Пробудить к поиску возможных вариантов и способах разрешения ситуации. Как помочь справиться с возникшей проблемой? Что может произойти? Как ты поступишь на месте того или иного участника конфликта? Важно обсудить все предложения, варианты и найти общее решение для благоприятного развития событий.
- Включать детей в конкретные практические действия проявлять заботу, сочувствие, желание помочь и т.д. Дети в возрасте 5-7лет не редко, чувствуют себя непонятными, заброшенными и несчастными.
Чтобы общаться с ними, надо научиться делать шаг им навстречу. Развитие социально-коммуникативных умений и навыков у ребенка с нарушением зрения позволит ребенку быть адекватными и самостоятельными в различных бытовых и простейших социальных ситуациях, а так же в общении со сверстниками и взрослыми.
Учитель-дефектолог С.Г.Колбушкина