Консультации для родителей детей с нарушением зрения

Консультация "Особенности социально- коммуникативного развития у детей с нарушением зрения».

                        

 К старшему дошкольному возрасту ребенок должен овладеть определенными социально-коммуникативными навыками такими как сотрудничество, умению слушать и слышать, умению воспринимать и понимать информацию, умение говорить, последовательно излагать свои мысли, общаться со взрослыми и сверстниками.        

         Недостаточность зрения, как биологическое неблагополучие, предопределяет процесс взаимодействия с социальной средой. Если же среда, окружающая ребенка с нарушением зрения не организовывается сообразно его возможностям, то у ребенка возникают трудности общения с окружающим миром и людьми, которые его окружают.

         Для того, чтобы дети научились свободно общаться друг с другом и взрослыми, необходимо направлять их совместные действия на организацию ситуативных общений, широко использовать игровые приемы.

         Одним из ведущих видов деятельности у детей старшего дошкольного возраста является игра. В процессе игры дети закрепляют навыки социального поведения, формируются морально-нравственные качества: отзывчивость, терпимость, желание прийти на помощь, ребёнок учится самостоятельно решать возникающие в ходе игры конфликтные ситуации.

 

«Слушаем звуки природы»

 Цель: учить слушать и получать информацию об окружающем пространстве при помощи слуха

Ход игры: Ребёнку, вместе со взрослым, на прогулке в парке (на даче, детской площадке, в лесу и т.д), предлагается закрыть глаза и послушать звуки природы, которые он услышал, а потом по очереди перечислять, то что они услышали. Выигрывает тот, кто назовет большее количество звуков.

«Я артист»

Цель: научиться общаться на вербальном и невербальном уровне, учить передавать и определять в движении эмоциональное состояние людей и животных

Ход игры: Ребенку и взрослый по очереди изображают как ходит лиса, как поливают цветы, как ребенок грустит, как взрослый устал и т.д.

«Мама и папа собираются на работу»

Цель: развитие вербального и не вербального общения, проявление интереса и внимания к окружающим, близким людям

Ход игры: ребенок изображает как его родители собираются на работу, а взрослые должны понять, кого изображает ребенок.

«В гостях у повара»

Цель: учить по запаху с закрытыми глазами определять продукты питания на кухне.

Ход игры: Ребенок с закрытыми глазами определяет по запаху продукты, которые предлагает взрослый это могут быть овощи, фрукты, специи сыр и т.д.

         Организуя с дошкольниками ситуации поискового характера родителям

необходимо выбирать такие ситуации, в результате которых ребенок получает наиболее эмоциональный отклик. Например: «Порадуй, заболевшего друга».

         Ребенку предлагается нарисовать рисунок, сделать поделку своими руками. «Как помочь бездомному щенку?» Можно вместе со взрослым покормить щенка, написать объявление, чтобы помочь щенку обрести дом. «Помоги бабушке в уборке по дому».

         Мама или папа предлагают помочь бабушке навести порядок дома. Ребенок должен сам выбрать любое посильное для него занятие (подмести пол, вынести мусор, полить цветы и т. д).

         Организуя такие ситуации родителям необходимо действовать по определенному алгоритму

         1.Заинтересовать детей проблемой, эмоционально ее представить, найти пути и способы решения проблемы. Можно задавать ребенку наводящие вопросы: Что случилось? Почему такая проблема возникла?

необходимо выбирать такие ситуации, в результате которых ребенок получает наиболее эмоциональный отклик. Например: «Порадуй, заболевшего друга». Ребенку предлагается нарисовать рисунок, сделать поделку своими руками. «Как помочь бездомному щенку?» Можно вместе со взрослым покормить щенка, написать объявление, чтобы помочь щенку обрести дом. «Помоги бабушке в уборке по дому». Мама или папа предлагают помочь бабушке навести порядок дома. Ребенок должен сам выбрать любое посильное для него занятие (подмести пол, вынести мусор, полить цветы и т. д) Организуя такие ситуации родителям необходимо действовать по определенному алгоритму    2.Вызвать активное желание сопереживать участника проблемных ситуаций, представляя себя на их месте. Какие чувства испытывает человек? Какое у него настроение? Случались ли у тебя такие жизненные ситуации? 3.Пробудить к поиску возможных вариантов и способах разрешения ситуации. Как помочь справиться с возникшей проблемой? Что может произойти? Как ты поступишь на месте того или иного участника конфликта? Важно обсудить все предложения, варианты и найти общее решение для благоприятного развития событий.

  1. Включать детей в конкретные практические действия проявлять заботу, сочувствие, желание помочь и т.д. Дети в возрасте 5-7лет не редко, чувствуют себя непонятными, заброшенными и несчастными.

         Чтобы общаться с ними, надо научиться делать шаг им навстречу. Развитие социально-коммуникативных умений и навыков у ребенка с нарушением зрения позволит ребенку быть адекватными и самостоятельными в различных бытовых и простейших социальных ситуациях, а так же в общении со сверстниками и взрослыми.

Учитель-дефектолог С.Г.Колбушкина 

Консультации для родителей детей с нарушениями зрения на тему:

«Как учить слабовидящего ребенка видеть и понимать окружающий мир »

 Цель: дать практические рекомендации родителям по оказанию помощи слабовидящим детям в познании окружающего мира, для их дальнейшего успешного обучения в школе.

 ХОД : Умение видеть и понимать окружающий мир не дается ребенку от рождения. Правильно, точно и полно представлять окружающий мир он учится постепенно,, по мере своего роста и развития. Процесс восприятия окружающего мира у детей дошкольного возраста начинает целенаправленно формироваться только при участии взрослого. У слабовидящего ребенка из-за зрительного нарушения начинают складываться неточно те образы предметов и явлений окружающего мира. Даже у дошкольника с нормальным зрением еще нет умений целенаправленно изучать предмет, прослеживал его контур выделяя наиболее характерные признаки и детали, составляя отдельные части предмета, соотнося существенные и второстепенные свойства предметов. Слабовидящий же дошкольник кроме всего прочего, не имеет возможности хорошо видеть и различать все признаки и свойства предметов, особенно удаленных от его глаз на большое расстояние. Слабовидящий ребенок часто не понимает сюжетные картинки в книжках, где одно изображение заслонено другим. Трудность узнавания связана еще с тем, что дети не всегда могут выделить существенные признаки его восприятия. Поэтому родители слабовидящего ребенка должны научить его правильно зрительно обследовать предмет, учить выделять главные, существенные признаки, прослеживать форму предметов, анализировать, сопоставлять предметы между собой по общим и отличительным свойствам. Не всегда знакомство с предметным миром следует начинать с включения зрения. Там, где это возможно, нужно активно приучать детей узнавать признаки и свойства предметов на осязание, слух, обоняние, вкус и т.д. Вначале ребенку можно предложить потрогать предмет рукой, провести пальчиком по контурам фигуры. Важно развивать у слабовидящих детей активные умения использовать осязание для узнавания объектов. Очень полезна для развития осязания игра в «Чудесный мешочек», в который можно положить разные предметы. Ребенок отгадывает на ощупь овощи, фрукты, предметы быта и т.д. При этом ребенку нужно показать, как следует узнавать предмет: пальчиками провести по всему предмету, взять его всей рукой, потрогать отдельные детали. Участие сохранных органов чувств в процессе восприятия при ослабленном зрении обогащает представления детей о предметном мире. Ребенок в результате этого полнее сможет рассказать о вкусовых, обонятельных, осязательных признаков предметов. Все это ребенок может познать без участка зрения. А это важно для того, чтобы в своей самостоятельной деятельности слабовидящий ребенок смог умело использовать все сохранные органы чувств для узнавания предметов и явлений, особенно там, где ему недоступно зрительное узнавание объектов. Необходимо учить слабовидящего ребенка правильно использовать остаточное зрение для знакомства с предметами. Для этого важно направлять зрительное внимание ребенка на то, какой формы предмет, сочетать зрительное прослеживание с движениями пальца по контуру предмета. Дети должны научиться видеть форму, цвет, размер, пространственное положение объектов. Все это очень хорошо организовать в игре, т.к. мы знаем, что в дошкольном возрасте дети предпочитают игру всем другим занятиям. Чтобы развивать зрительное внимание и память, можно использовать такие игры, как «Чего не стало».

подготовила учитель-дефектолог

Филипова И.М.

Что такое гимнастика для глаз?

 

Зрение человека (зрительное восприятие) — процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой, и позволяющий получать представление о величине, форме (перспективе) и цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними.

Часто недооценка применения зрительной гимнастики для детей может быть серьёзным просчётом в работе с детьми. Кроме того, этот метод является своеобразной релаксацией для нервной системы ребёнка, помогает мозгу лучше переработать полученную с помощью зрения информацию. Ведь ни для кого не секрет, что многие родители практически не ограничивают время пребывания ребёнка за компьютером и у телевизора, где зрение получает огромную нагрузку.

Не улучшают зрение и игры с мелкими деталями в сотовых телефонах и новомодных переносных приставках.

Получая навык выполнения зрительной гимнастики, ребёнок выполнит её в течение нескольких минут, глаза отдохнут, падение зрения не будет такой близкой угрозой.

Эти упражнения обеспечивают улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышают тонус глазных мышц, снимают переутомление зрительного аппарата, развивают способность к концентрации взгляда на ближних объектах, повышают способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства, корректирует функциональные дефекты зрения. Если ребенок трет ладошками глаза и жалуется на усталость, проведите с ним несложную гимнастику для глаз.

  • Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно приблизительно 5 секунд.
  • Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.
  • Вытянуть правую руку вперед, следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо, вверх-вниз.
  • В среднем темпе сделать 3-4 круговые движения глазами вправо, затем влево.
  • Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.
  • Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.

 

Такую гимнастику для глаз можно представить ребенку в виде игры уже в два года.

 

Упражнения, снимающие утомление глаз:

     1.Сидя, крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд, а затем откройте на такое же время. Повторите 6-8 раз.

Упражнение укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение и расслабляет мышцы глаз.

  1. Сидя, быстро поморгайте 30 секунд, затем столько же времени неподвижно смотрите перед собой. Повторите 3 раза.

Упражнение улучшает кровообращение.

  1. Стоя, посмотрите перед собой в течение 2-3 секунд. Затем отведите указательный палец на расстояние 25-30 см от глаз, переведите взгляд на кончик пальца и смотрите на него 3-5 секунд. Опустите руку. Повторите 10-12 раз.

Упражнение снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто носит очки, надо выполнять упражнение, не снимая их.

  1. Сидя, закройте глаза и слегка помассируйте веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.
  2. Сидя, тремя пальцами каждой руки слегка нажмите на верхние веки. Через 1-2 секунды пальцы снимите. Повторите 3-4 раза.

 

Подготовила учитель-дефектолог

Филипова И.М.

 

 

 

 

Особенности воспитания детей с нарушениями зрения в семье.

Уважаемые родители! Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста следует воспитывать и обучать с учетом имеющихся у них отклонений.

Некоторые родители допускают ошибки в воспитании ребенка с нарушением зрения. Это следующие ошибки:

  1. Чрезмерная опека,лишение ребенка самостоятельности, подавление его активности, запрет на выполнение им доступных и посильных действий («не бегай», «не бери сам», «не трогай» и т. п.)
  2. Неадекватность предъявляемых действийк ребенку в семье, излишние строгость и настойчивость родителей в получении ребенком дополнительных знаний из-за боязни, что во взрослой жизни он будет не востребован. Это приводит к формированию повышенной моральной ответственности ребенка и создает предпосылки к развитию фобий.
  3. Воспитание в стиле «кумир семьи», предупреждение любых желаний больного ребенка. Это приводит к развитию эгоцентризма, неприспособленности к жизни, зависимости от окружающих.
  4. Неприятие ребенка с физическим недостатком, способствующее формированию комплекса «нелюбимого ребенка» и приводящее к развитию невротических реакций.

По воспитанию ребенка с нарушением зрения в семье существуют следующие рекомендации:

  1. Чаще разговаривайте с ребенком, рассказывайте ему о том, что вы в данный момент делаете.
  2. Все, что вы делаете вместе с ребенком, проговаривайте (например: «Сейчас мы будем умываться. Вот мыло»).
  3. Спокойно повторяйте обращенные к ребенку слова, просьбы, поручения, не услышанные им из-за неустойчивости внимания, свойственной детям с нарушением зрения.
  4. Учите ребенка внимательно и до  конца выслушивать взрослого и отвечать на вопросы.
  5. Используйте  «золотое правило»: «Все, что можно, представьте ребенку наглядно». Широко используйте рисунки, макеты, диафильмы, совершайте экскурсии с ребенком, при этом обязательно стимулируйте его желание ознакомиться с предметами.
  6. Учите малыша обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и с помощью осязания (на ощупь).

По развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в семье можно дать следующие рекомендации:

 Обращайте внимание ребенка на разные признаки и качества игрушек, предметов, их цвет, форму и величину (например, обследование кубика: «Это кубик, посмотри глазками внимательно – он красного цвета, потрогай, какой он гладкий, подержи его на ладошке, он легкий, потому что пластмассовый; у кубика есть углы – вот они; есть и стороны – вот они».

Упражняйте ребенка в различении предметов по величине. Для этого подберите игрушки и предметы разные по величине (мячи, пирамидки, ленточки и т. д.) Объясните ребенку, какой мяч большой, какой маленький.

Учите ребенка ориентироваться в микропространстве (например, на столе). Предложите ему положить руки ладошками вниз, объясните: «То, что расположено около левой руки – слева от тебя, а то, что расположено около правой руки – справа от тебя». Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка, делая указательные жесты направо и налево от него.

Обязательно поддерживайте действия ребенка поощрительными, ласковыми словами, положительно оценивайте то, что он делает: «Ты очень старался, молодец! «Как красиво ты поставил игрушки!» и т. д. Это поможет нерешительному ребенку успешно выполнить то, что вы от него требуете.

 Стимулируйте двигательную активность ребенка, приучайте его к обязательному выполнению утренней гимнастики, физических упражнений.

Развивайте мелкую моторику ребенка, т. к. доказана зависимость уровня развития мышления и речи от развития мелкой моторики рук, поэтому пусть ваш ребенок чаще лепит из глины и пластилина, вырезает из бумаги, закрашивает фигуры, делает поделки и т. д.

Ну и конечно же, обязательно играйте с ребенком в игры, развивающие его интеллект. Интеллектуальное развитие подразумевает наличие у ребенка с нарушением зрения  определенных знаний об окружающем мире, предметах и явлениях. «Нужны ли для их накопления специальные занятия и специально отведенное время?» - спросите вы. Возможно, иногда возникает такая потребность, но в основном это происходит ежечасно, повседневно, нужно только не отмахиваться от детских «почему, зачем, отчего», не лениться разъяснять, показать. Обратить внимание ребенка. Вы идете в магазин за молоком. Прекрасный повод рассказать о том, что такое «молочные продукты» - кефир, творог, сметана.

На обратном пути из магазина можно закрепить знания детей о молочных продуктах в игре. Мама говорит ребенку: «Давай я буду называть продукты, а ты будешь хлопать в ладоши тогда, когда я буду называть молочные продукты. Сегодня у нас поездка за город, на дачу – нет лучше способа рассказать ребенку об овощах и фруктах, обратить внимание на то, как они растут, вспомнить цвета, все оттенки зеленого, красного, желтого. Хорошо, если это будет не просто рассказ, а ребенок сам выкопает морковку, сорвет огурец и т. д. Здесь можно поиграть с ребенком в игру «Подбери цвет предмету», или. «Что лишнее?», или  «Найди отличия». Если процесс классификации у ребенка затруднен, стоит уделить этому особое внимание. Можно сделать карточки (одежда, обувь, фрукты, ягоды и т. д.). А потом  

поиграть в игры «Кто быстрее выберет фрукты», «Кто найдет больше диких зверей». Игры тут могут быть различные, пофантазируйте и обязательно найдете то, что интересно вашему ребенку. Необходимые знания ребенок с нарушением зрения получает и в процессе активной деятельности. Не удивляйтесь, если он стремится разобрать новую машинку, не отмахивайтесь от его желания пощупать и раскатать тесто, слепить пирожок, или помочь вам во время стирки. Все это своего рода экспериментальная деятельность, знакомство со строением, свойствами новых предметов, действий, путь познания. Здесь уместно поиграть в такие игры, как «Тонет – не тонет», «Из чего состоит предмет?», «Назови части», и т. д.

Дети с нарушением зрения не всегда бывают  любознательны, поэтому у них необходимо целенаправленно развивать любознательность, тренируя их  наблюдательность, воображение. Особенно хорошо  это делать во время рисования, лепки, конструирования, выполнения различных поделок из природного материала. Вы вернулись с прогулки по лесу, попросите ребенка нарисовать то, что он увидел в лесу, вылепить из пластилина грибы: лисичку и сыроежку, подберезовик и мухомор. Разберитесь, что общего у них, в чем отличие. Попутно разберитесь, какие грибы съедобные, какие нет. Можно ребенку рассказать, как заготавливать грибы на зиму: сушить, солить, мариновать.

Таким образом, уважаемые родители, развивайте своих детей дома. Не отмахивайтесь от детских «почему, зачем, отчего», не ленитесь разъяснять, показывать.

Всегда помните о том, что развивать своего ребенка должны именно Вы, родители! Не случайно в Законе об образовании РФ сказано, что именно семья является важнейшей сферой личностного развития ребенка. Именно родители являются первыми педагогами  своих детей и они, родители, должны заложить в них основы физического,

интеллектуального и нравственного воспитания.

Учитель-дефектолог: Боровикова И.Д.